От редакции: Зачем сиротам министерство

Уполномоченный по правам детей в России Павел Астахов и думский комитет по делам семьи, женщин и детей давно искали хорошую замену американскому усыновлению сирот. И вот наконец решение найдено. Нужно создать федеральное агентство, которое будет централизованно решать проблемы детей, оставшихся без родителей.

Трудно, наверное, было ожидать другого решения: государство считает, что в жизни детей должно быть больше государства. Между тем в конце концов нужно добиться, чтобы государственного участия в их жизни было меньше, а не больше. Проще говоря, государству нужно отказаться от убеждения, что оно лучший детский воспитатель, повар и организатор досуга. Потому что государство – очень плохой воспитатель, детдомов вообще не должно быть. Лучшие воспитатели и помощники для сирот – это приемные семьи.

Госполитика в «детской» области в России традиционно направлена не на стимулирование усыновления, не на помощь неблагополучным семьям с детьми, а на изъятие детей. Государство является частью проблемы, а не решения. Решать проблемы сирот будет легче, если число детей, оставшихся без попечения родителей, хотя бы не будет расти. А оно растет.

В последние годы число заявлений органов опеки о лишении родительских прав, за которым часто следует отправка детей в казенные приюты, снизилось – с 69000 в 2008 г. до 26000 в первом полугодии 2012 г. Однако процент удовлетворенных исков остается стабильно высоким – около 90% (64000 и 23400 соответственно). И главное – количество решений о лишении родительских прав почти в 3 раза больше, чем об усыновлении. Благодаря этому воспроизводство сирот, в том числе и социальных, продолжается.

Госполитика в этой области остается противоречивой.

Президент Владимир Путин подписал накануне Нового года закон о запрете усыновления российских детей американцами и указ о мерах по дополнительной поддержке сирот. Но в те же дни он утвердил и новый закон «Об образовании», по которому сироты лишились льготы при поступлении в вузы: согласно 71-й статье они сохранили преимущество только при обучении на подготовительных отделениях.

Нужно ли новое министерство, чтобы остановить воспроизводство сирот и создать в России условия для отечественных усыновителей?

Инициатива организации новой структуры – это привычная реакция бюрократии на острую проблему после громких заявлений с высоких трибун. В мае 2012 г. пункт предвыборной статьи Путина о приоритетах развития Дальнего Востока обернулся созданием профильного министерства с численностью персонала около 250 человек. Министерство и его планы освоения региона уже подверглись критике, целесообразность его организации под вопросом. Тем не менее штат уже почти набран, выделены финансирование и здания. Можно вспомнить и структуры рангом ниже: созданные при Дмитрии Медведеве специальные управления в прокуратуре по борьбе с коррупцией и отдел по защите бизнесменов от произвола чиновников, «антирейдерские» департаменты силовых министерств. Решение проблемы нередко подменяется выделением кабинетов, средств и созданием рабочих мест для чиновников, которые заинтересованы в максимально длительном выполнении работы согласно закону Паркинсона.