От редакции: Список дел для Эльвиры Набиуллиной

Гадание на кремлевских звездах по поводу кандидатуры нового председателя ЦБ закончилось: вчера президент официально предложил на этот пост Эльвиру Набиуллину.

Наследство, которое оставляет ей Сергей Игнатьев, занимавший кресло председателя ЦБ рекордные три срока, не такое впечатляющее, как может показаться на первый взгляд. Скорее это список из нерешенных проблем и новых масштабных задач, которые встанут перед Набиуллиной, как только она перешагнет порог своего нового кабинета.

Один только пункт из этого списка – создание на базе ЦБ финансового мегарегулятора – потребует от нее недюжинных сил. ЦБ к 2015 г. будет должен не просто поглотить, но и переварить Федеральную службу по финансовым рынкам: Набиуллиной придется довести до ума реформу финансового рынка, выстроить систему надзора в банковском и небанковском секторе.

Причем в каждом секторе ее ждут свои специфические сложности: надзор за финансовыми рынками придется создавать почти с нуля, а надзор за деятельностью банков был и остается самой болезненной темой на протяжении всей истории ЦБ. Достаточно вспомнить, что бывший заместитель Игнатьева Андрей Козлов, отвечавший за банковский надзор, был застрелен в 2006 г., когда начал кампанию по наведению порядка в банковском секторе и отозвал лицензии у нескольких банков. Позже руководителя банка, закрытого Козловым за отмывание денег, осудили за то, что он заказал его убийство. Преемник Козлова Геннадий Меликьян в сентябре 2011 г. по непонятным причинам ушел в отставку. Ошибки в банковском надзоре обошлись безумно дорого, пишет в своем блоге научный руководитель НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко (в прошлом – первый зампред ЦБ).

Это «сотни миллиардов рублей, потраченных на спасение банков-банкротов в кризис 2008 г. и Банка Москвы летом 2011 г., десятки миллиардов рублей потерь клиентов Межпромбанка» и т. д. В последние месяцы, правда, надзорное хозяйство начало медленно приходить в работоспособное состояние, считает Алексашенко: по крайней мере, закрываются хорошо известные дыры в надзоре, позволявшие «рисовать» банковские балансы. Но новому председателю ЦБ придется еще долго разгребать эти авгиевы конюшни (если решится).

В недавнем интервью «Ведомостям» Игнатьев рассказал, что оставляет в наследство преемнику еще одну нерешенную проблему – проблему наличного денежного оборота. Огромный наличный оборот в нашей стране питает разнообразные криминальные схемы – от наркотрафика до уклонения от уплаты налогов. $49 млрд ежегодно вывозится из страны в нарушение всех законов, признается Игнатьев. «Больше половины всего объема сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями, – говорил председатель ЦБ. – Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц». Сможет ли наследница Игнатьева что-то изменить?

А еще придется перестраивать монетарную политику, за которую активно критикуют ЦБ, – не очень адекватную политику процентных ставок, укрепление рубля, все еще высокую по мировым меркам инфляцию. И тут Набиуллину ждут сложности: например, за инфляцию вроде бы отвечает ЦБ, но реально ее формирует правительство, упрямо повышая тарифы монополий.