Статья опубликована в № 3330 от 18.04.2013 под заголовком: От редакции: Палочные проверки

От редакции: Проверки бизнеса дорого обходятся, но не ведут к соблюдению закона

Неэффективность государственного надзора за деятельностью бизнеса в России, его репрессивная направленность – реальность отечественной экономики. Система контроля порождает парадокс, когда регулярные проверки обходятся все дороже, но не снижают риск потребителей приобрести негодный товар или некачественную услугу. Светлана Авдашева и Полина Крючкова из Высшей школы экономики исследовали масштабы потерь экономики от проверок и причины неэффективности госнадзора в работе «Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются все хуже».

В 2011 г. госорганы проинспектировали более 3 млн компаний и индивидуальных предпринимателей – в 2 раза больше, чем в кризисный период с июля 2008 по июнь 2009 г. Расходы бюджета на проверки достигли 47 млрд руб. Общие потери для экономики составили 800 млрд руб. – 1,5% ВВП (см. также статью на стр. 04). По мнению авторов, нынешняя система контроля неэффективна из-за чрезмерного числа проверяющих и порядка проверок. Надзорные органы обязаны реагировать на любую, даже анекдотическую жалобу. В России нет практики ответственности за злоупотребление правом – использование жалоб для устранения конкурентов с рынка или повышения их издержек. Как следствие, у контролеров нет времени на качественную проверку, они вынуждены проверять исполнение буквы закона в ущерб его духу, что порождает массовые наказания невиновных и, напротив, уход нарушителей от ответственности. Противоречивые и избирательные проверки создают дополнительные издержки для законопослушных компаний и преимущества для нарушителей.

Авторы полагают, что контролеров следует освободить от обязанности реагировать на обращения частных лиц и компаний, установив особую процедуру обжалования отказа в суде. Однако этого недостаточно: необходимо изжить похожую на палочную систему, когда контролеры стремятся не устранить нарушения, а выдумать причину для штрафа или принудить проверяемых к неформальной сделке. По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2008 г. суды наказали за административные правонарушения 85 000 юридических лиц, в основном компании. 51 000 (60%) были оштрафованы на 1,6 млрд руб., была приостановлена деятельность 28 000 (33%), предупреждения получили 4000 (5%). При новой процедуре проверок ситуация изменилась, но перемены нельзя назвать однозначно позитивными. За 6 месяцев 2012 г. суды наказали 64 000 юридических лиц. Прекращать деятельность стали реже – 11 000 случаев (17%), но выросла доля штрафов – 49 000 (76%) и их размер – 18 млрд руб. Доля предупреждений низка – всего 6%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать