Андрей Панов: Слагаемые успеха высшей школы

Что в России, по общему убеждению, сделать невозможно? Быстро создать новое учебное заведение, которое будет соответствовать лучшим мировым стандартам.

Пример математического факультета Высшей школы экономики доказывает, однако, что это возможно. Сейчас факультет выпускает второй набор (факультет открылся в 2008 г.), и из 40 студентов минимум пять были приняты в западные аспирантуры. Гарвард, Колумбия, MIT, Йель, Торонто – впечатляющий список. Часть сильных студентов продолжит образование на матфаке на мастерской программе – и, не сомневаюсь, среди них найдутся и другие, кто поедет учиться в лучшие зарубежные аспирантуры.

Слагаемых успеха несколько.

Изначально сильная команда математиков и в целом высокий уровень преподавательского состава. Причем по гамбургскому счету – на факультете преподают российские математики, которые регулярно публикуются как в России, так и за рубежом в престижных научных журналах.

Стабильное финансирование и высокий уровень окладов, которые позволяют привлечь качественных российских ученых, в том числе и уехавших. Тут надо понимать, что далеко не все ученые из России, даже великие, работают в Гарварде или Принстоне на ставках полных профессоров. А поскольку в университетах Европы платят меньше, чем в США, и для многих россиян возвращение на родину скорее плюс, чем минус, зарплата в несколько тысяч долларов в месяц – это весьма привлекательное предложение. Тем более оно привлекательно для тех, кто работает в России.

Ставка на качество студентов, а не на количество. На мой взгляд, гигантизм сильно мешает главному центру математического образования в СССР – мехмату МГУ– поддерживать свой статус. В мире, где привлекательность и относительная платежеспособность науки падает (это касается не только России), пытаться выпускать сотни фундаментальных математиков на одном факультете – задача бесперспективная.

Поддержка студентов при поступлении в западные аспирантуры. Чтобы поступить в аспирантуру лучшего западного университета, недостаточно быть очень умным и много знать. Нужно либо в 20 лет быть признанным гением, опубликовавшим значимые результаты, что случается крайне редко, либо заручиться поддержкой признанных ученых, верящих в ваши перспективы как математика, физика, биолога и т. д.

Качество подготовки абитуриентов. Как бы все ни обливались горючими слезами по поводу нашего школьного образования, в России есть специализированные школы, где преподают математику на запредельно высоком уровне.

Из подобных столь же успешных проектов в фундаментальной науке мне на ум приходит только РЭШ. Что мешает создать подобные центры в химии, физике, биологии, прикладной математике, компьютерные науки? Возможно, в России больше великих или просто сильных математиков, чем химиков. Это всего лишь значит, что проект по созданию передового химического факультета будет дороже и может потребовать привлечения иностранцев. Но у государства достаточно миллиардов.