Максим Буев: Чем Шотландия отличается от Крыма

Россияне толком ничего не знают про шотландскую ситуацию, поэтому стоит привести основные факты, чтобы не было сомнений в том, что именно крымский референдум не является законным на данный момент

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, комментируя всевозможные выпады по поводу нелегитимности референдума об отделении Крыма от Украины, провела параллели с референдумом о независимости Шотландии от Соединенного Королевства, который состоится осенью 2014 года. В частности, Матвиенко заявила о применении двойных стандартов в отношении Крыма и Шотландии, поскольку на фоне заявлений об априорной незаконности референдума в первом случае никто не заявляет о незаконности референдума во втором.

Россияне толком ничего не знают про шотландскую ситуацию, поэтому стоит привести основные факты, чтобы не было сомнений в том, что именно крымский референдум не является законным на данный момент.

Во-первых, в отличие от Крыма, решение о референдуме в Шотландии не принималось в спешке, в пылу эмоций и давления со стороны третьей страны. Подготовка к референдуму в Шотландии и определение даты проведения заняли, как минимум, полтора года, а решения на уровне парламента Шотландии принимались после долгих консультаций и согласований между правительством страны и правительством Соединенного Королевства.

Во-вторых, как и в случае Крыма, решение парламента Шотландии о референдуме само по себе изначально оказывалось неправомочным юридически - парламент страны не имел необходимых полномочий. После продолжительных дебатов, для того чтобы рассеять все сомнения в правомочности, парламенты Шотландии и Соединенного Королевства подписали договор о временной передаче полномочий первому провести референдум с одним поставленным вопросом до конца 2014 г.

В-третьих, сама техническая фразировка вопроса на референдуме долго обсуждалась как в парламенте Шотландии, так и всевозможными комиссиями. Это было необходимо, чтобы у простых граждан не возникало ощущения, что постановка вопроса подталкивает их к определенному судьбоносному ответу.

В-четвертых, был создан специальный интернет-сайт, где каждый житель Шотландии мог не только узнать последние новости о референдуме, но также и получить ответы на важные вопросы вроде «Будет ли в будущем еще референдум, если большинство проголосует против независимости?», «Как страна будет развиваться дальше, если большинство проголосует за?» и т. п.

Наконец, и самое важное - дебаты относительно экономических последствий решения о независимости. Перед тем как идти на референдум, каждый житель Шотландии, и по аналогии Крыма, должен четко понимать: а) что станет с их пенсионными накоплениями и как будут платиться пенсии; б) что станет с внешним долгом страны - какую часть внешнего долга бывшего Союза перепишут на новое независимое государство; с) как решение о независимости повлияет на функционирование компаний, ведущих бизнес одновременно в разных частях бывшего Союза... Этот список можно легко продолжить.

Даже при беглом сравнении двух случаев совершенно очевидно, что грядущий референдум в Крыму не подготовлен, неправомочен и проводится не в четко осознанных интересах простых граждан полуострова.

Автор - декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге