Симеон Дянков, Алексей Калинин, Андрей Шаронов: Четыре маневра для возобновления роста

Несмотря на все сказанное в первой части статьи («Анатомия замедления», «Ведомости» от 1.07.2014), у России есть способы избежать замедления роста. Профессор Барри Айхенгрин из Калифорнийского университета в Беркли показывает, что все страны, успешно вышедшие из ловушки среднего дохода (например, Южная Корея и Чили), объединяет использование двух основных инструментов - инвестиции в среднее и высшее образование для улучшения человеческого капитала и увеличение инноваций и НИОКР для стимулирования роста экспорта.

В некоторых отраслях российской экономики уже есть заметные примеры. Объединенная авиастроительная корпорация, изначально ориентированная на оборонный сектор аэрокосмической отрасли, сегодня активно продвигает гражданские самолеты. Sukhoi Superjet 100 уже летает в Индонезии и Лаосе, а в планы компании входит завоевание до 15% сегмента самолетов на 61-120 посадочных мест на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В нефтехимической отрасли тон задает холдинг «Сибур». Его интегрированный комплекс мирового класса в Западной Сибири - это серьезный шаг на пути установления новых стандартов для нефтехимических предприятий и превращения в крупного мирового производителя с конкурентоспособными ценами. «Росатом» - не только одна из наиболее инновационных российских компаний, но и ведущий глобальный игрок в своем секторе - например, он занимает первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых ядерных реакторов новейшего поколения. Следующий пример - из области информационных технологий. «Лаборатория Касперского», штаб-квартира которой находится в Москве, является одним из четырех ведущих мировых поставщиков программных средств защиты данных. Компания работает более чем в 100 странах и обеспечивает защиту более 300 млн пользователей и 250 000 компаний по всему миру. Есть отрадные примеры самостоятельного выхода предприятий из российских регионов на мировой рынок инновационной продукции - например, компания «Прогноз» из Перми входит в глобальные рейтинги производителей ПО для бизнес-аналитики, - но такие примеры, увы, пока редки.

В дополнение к этим рецептам мы видим еще два возможных шага вперед - переориентацию российской экономики на новые рынки («разворот на Восток») и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в самой России. Успех этих мер во многом зависит от действий самой России, и, как бы ни складывалась мировая экономическая ситуация, они могут принести дивиденды в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Развитие человеческого капитала

Правительство России уже направляет значительные инвестиции в высшее образование. Среди примеров - государственные инициативы, стимулирующие получение российскими студентами и чиновниками образования за рубежом, или «Топ-5/100» - инициатива по выведению пяти российских университетов в число 100 лучших университетов в мире. Сосредоточив усилия университетов на международной конкуренции и гармонизации российского опыта с передовым опытом других стран, правительство, скорее всего, сможет повысить стандарты обучения и ведения научной работы в университетах. Это, в свою очередь, поможет привлечь лучших студентов как из России, так и из-за рубежа.

Советские университеты исторически притягивали студентов с Ближнего Востока, Восточной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Например, Российский университет дружбы народов по-прежнему привлекает множество студентов из развивающихся стран (в частности, из Анголы, Бангладеш, Иордании, Сирии, Вьетнама и многих других стран), а МГУ имени М. В. Ломоносова вошел в десятку лучших вузов в быстро развивающихся странах согласно рейтингу, опубликованному в BRICS Business Magazine в партнерстве с QS1. Образование, полученное в России, не только поможет этим студентам повысить свою конкурентоспособность в родной стране, но и поднимет международный авторитет России, поскольку качество университетов является одной из основ «мягкой силы» страны, т. е. ее способности распространять свое влияние без применения военной силы и экономических рычагов давления.

Технологический прорыв

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), точно как же, как и человеческий капитал, должны в конце концов стать отечественными - и это приобретает все большую актуальность для России. Страна, достигшая средних доходов, не может расти только за счет импорта новейших технологий из-за рубежа. Необходимо разрабатывать собственные передовые секторы, которые смогут дать импульс экспортному производству.

Принципиально важно находить и развивать положительные примеры создания конкурентоспособного инновационного бизнеса в российских регионах. Среди прочего частные компании могут вносить свой вклад в развитие локальной инфраструктуры качества жизни через создание современной рабочей среды, сочетающей возможности плодотворного профессионального творчества с качественным отдыхом и личным развитием.

Разворот на Восток

Эти технологические достижения в сочетании с огромными запасами природных ресурсов России и высоким уровнем образования могут стать основными факторами в увеличении привлекательности России как партнера для других развивающихся стран. Санкции после украинского кризиса подали важный сигнал российской экономике - стране необходимо диверсифицировать географию своих внешнеэкономических партнерств и наращивать связи с быстро развивающимися экономиками. С учетом того, что Европа то борется с потрясениями, то закрывается для России, в целях стимулирования роста необходимо обратить внимание на другие рынки, включая Ближний Восток, Латинскую Америку, Азию и страны БРИКС. У России имеется значительный потенциал для сохранения своих позиций в мире, в том числе в качестве технологического донора, поставляющего этим странам жизненно важные ядерные, аэрокосмические, информационно-технологические и нефтехимические продукты и услуги и образование.

В этих условиях необходимо развивать глобальную конкурентоспособность Евразийского экономического союза - выстраивать географически обусловленные высокотехнологичные торговые и производственные цепочки, формировать единую коммерческую позицию по основным статьям экспорта, прежде всего по природным ресурсам, и создавать качественно новые институты поддержки экспорта, в том числе на базе ЭКСАРа. Более того, необходимо использовать исторические связи многих стран Азии и Ближнего Востока с Россией и СССР для запуска новых партнерств (ЕАЭС может стать платформой для экономического диалога с этими регионами). Большой потенциал сохраняется у БРИКС - страны-участники могут объединить усилия по выходу из ловушки среднего дохода, совместно осваивать внешние рынки и решать глобальные задачи.

Совершенствование институтов

Наконец, для ускорения экономического роста необходимо резко улучшить условия ведения предпринимательской деятельности. Многие развивающиеся страны, включая Россию, добивались краткосрочного роста, но не выстраивали институты, необходимые для долгосрочного развития. Россия уже сделала большой шаг в сторону улучшения институтов: согласно докладу Doing Business in 2014, Россия поднялась со 112-й позиции на 92-ю (из 189 стран). Сейчас рейтинг России выше, чем у других стран БРИК: Китай занимает 96-е место, Бразилия - 116-е, а Индия - 134-е. Россия опережает в рейтинге два других крупных быстроразвивающихся рынка - Вьетнам и Индонезию (обе страны были партнерами СССР, и эту связь можно и нужно возобновить).

Это заслуга федерального правительства, которое за последние два года вместе с Международной финансовой корпорацией определило направление реформ. Большой вклад в этот успех внесло правительство Москвы, так как рейтинг страны основан на легкости ведения бизнеса в ее крупнейшем экономическом и деловом центре. Власти Москвы направили усилия на четыре основные сферы - облегчение получения разрешения на строительство и доступа к энергетическим сетям, а также упрощение регистрации компаний и прав собственности.

Удалось достичь значительного прогресса, однако предстоит сделать еще больше. С одной стороны, в настоящее время Россия занимает 117-е место по легкости подключения к энергосистеме (удивительный взлет со 188-го места в 2013 г.) благодаря упрощению процедур и тарифов, используемых МОЭСК - Московской электросетевой компанией. С другой стороны, Россия по-прежнему занимает 178-е место (из 189 стран) по легкости получения разрешения на строительство (разрешения приходится ждать 297 дней) и 157-е место по легкости ведения внешнеэкономической деятельности. Главное - направление реформ уже определено, и заявленные цели кажутся достижимыми при наличии достаточной энергии и воли.

Цель России на 2014 г. - продолжить заданный курс и попасть в число первых 60 стран в рейтинге Doing Business. Такое улучшение возможно, и в предыдущие годы это демонстрировали разные страны - от Колумбии до Польши и от Израиля до Саудовской Аравии. Более того, это цель, которой Россия может достичь сама, без опоры на внешних партнеров - реформы касаются отечественных акторов, и изменение условий ведения предпринимательской деятельности могут сделать российскую экономику более устойчивой к внешним потрясениям. Улучшение деловой среды - это благо не только для России, но и для любой страны.

Лаборатория в регионах

В современном мире приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, и эти четыре шага вперед - необходимый минимум для восстановления роста. Если же их не сделать, а санкции Запада окажутся критическими, в условиях глобального роста на 2-3% в год рост ВВП России не будет превышать статистической погрешности. Такая стагнация не может быть стабильна за горизонтом 15 лет, и долгосрочные перспективы не внушают оптимизма.

Тем не менее точка невозврата не пройдена: мировой опыт показывает, что грамотное использование определенного инструментария позволяет выйти на новый виток развития экономики. В отличие от многих других стран у России есть важное конкурентное преимущество - разнообразие и неоднородность ее регионов. Четыре шага вперед могут быть отработаны на базе регионов - их успех в реализации такой программы позволит разработать стратегию возобновления экономического роста в масштабах всей страны. В целом в краткосрочной перспективе путь России может оказаться трудным, но при комплексных инвестициях, либерализации частного сектора и использовании возможностей быстро развивающихся стран долгосрочная перспектива выглядит намного более благоприятной.