Александра Терентьева: В чем виноват Владислав Баумгертнер

В минувший четверг Басманный суд Москвы в третий раз за год продлил домашний арест бывшему гендиректору «Уралкалия» Владиславу Баумгертнеру - на этот раз до 14 октября. Аргументация следователя и согласившегося с ним судьи (ее пересказывает «Интерфакс»): обвиняемый располагает значительными денежными средствами, а также связями и может скрыться от следствия и суда, оказать давление на участников уголовного дела.

Баумгертнер оказался в руках белорусских следователей почти год назад: 26 августа его схватили в аэропорту после переговоров с премьером Белоруссии Михаилом Мясниковичем и обвинили вместе с четырьмя другими россиянами в злоупотреблении полномочиями. Дело в том, что в конце июля «Уралкалий» отказался от продаж калия через совместного с государственным «Беларуськалием» трейдера - Белорусскую калийную компанию (БКК, контролировала 40% мирового рынка). Объявил об этом Баумгертнер. Русские менеджеры ушли из БКК, белорусские продажи встали. А для страны продажи «Беларуськалия» - это почти 10% валютной выручки. Приказ об аресте отдал президент Белоруссии Александр Лукашенко. И уже в декабре Сулейман Керимов и его партнеры продали 47% «Уралкалия» Михаилу Прохорову и Дмитрию Мазепину. Они начали переговоры с Белоруссией о возобновлении сотрудничества.

А про Баумгертнера все забыли, кроме его семьи и друзей. Бывший топ-менеджер был экстрадирован в Россию в ноябре прошлого года - здесь на него тоже завели уголовное дело и тоже по обвинению в злоупотреблении полномочиями. С тех пор он под домашним арестом. Белорусское дело передано следователям в России, но в одно дело материалы не объединены, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на прокурора. Если бы это произошло, то суд обязан был бы отпустить Баумгертнера 26 августа.

По версии российских следователей, Баумгертнер «использовал свои полномочия вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц». Но «Уралкалий» об ущербе не заявлял. Более того, я сомневаюсь, понес ли какой-либо ущерб «Беларуськалий». Белорусские следователи считают, что ущерб составил $100 млн. По итогам 2013 г. выручка «Беларуськалия», по его собственным данным, сократилась на 19,7% из-за провального второго полугодия. Но уже в I квартале 2014 г. выручка выросла на 5,8% в сравнении с I кварталом 2013 г. Новое руководство компании хвалится достижениями, завоеваниями рынка и высокой загрузкой - следствием изменений всего калийного рынка.

Так в чем же вина Баумгертнера?