От редакции: Регионы: несостоятельные, зато управляемые

Рядовые граждане вынуждены будут расплачиваться за отказ государства от ограничения расходов и неспособность ввести жесткие правила для региональных бюджетов. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» сообщил о намерении повысить с 2019 г. налог на доходы физических лиц, который поступает в бюджеты субъектов Федерации, повысить также НДС и ввести налог с продаж. По его словам, министерство вынуждено предлагать непопулярные меры ради выполнения социальных обязательств. Повышение налогов - это мера предотвращения банкротства регионов и введения временных администраций, чего, по мнению министра, «допускать нельзя».

Почему нельзя, Силуанов не разъясняет. Закон «Об общих принципах организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» (статья 26.9) позволяет вводить временную финансовую администрацию, если просроченная задолженность региона по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году. Исключение делается для регионов, где руководители на момент выявления долга находились на посту менее года. Поход губернаторов на выборы в сентябре 2014 г. сразу в 30 субъектах отчасти вызван стремлением обезопасить себя от появления финансовых контролеров из Москвы.

В последние годы растет и размер дефицита, и число территорий, которые живут не по средствам. По данным казначейства, в июне 2013 г. дефицитными оказались бюджеты 28 регионов, в июне 2014 г. - 32. Дефицит провинциальной казны по расчетам Независимого института социальной политики за 2013 г. вырос в 2,3 раза с 278 млрд до 642 млрд руб.

По данным Минфина, госдолг регионов за 2013 г. вырос с 1,33 трлн до 1,75 трлн руб., к июню 2014 г. он остался на прежнем уровне (без учета данных по Крыму), но в Южном и Сибирском округах долг вырос. По данным доклада Standard & Poor's, долг Белгородской и Саратовской областей в конце 2013 г. достиг 100% текущих доходов, а Мордовии - более 190%. Еще в 21 регионе уровень долга составлял 60% доходов. Это означает, что в некоторых из них можно было ввести временную администрацию, но этого сделано не было.

Нежелание жестко ограничивать расходы региональных бюджетов создает патовую ситуацию для государственных финансов и крайне вредные стимулы для региональных управленцев. Руководитель региона не заинтересован быть рачительным хозяином, способным сбалансировать доходы и расходы. Ради увеличения зарплат, пенсий и достижения других плановых показателей развития, по которым его будут оценивать в Кремле, ему выгоднее выпрашивать дополнительные трансферты, влезать в долги и усиливать давление на бизнес. Такая ситуация выгодна лишь для поддержания ручной системы управления: плохой губернатор остается на месте, но зато контролируется финансовым рычагом Кремля. Оборотной стороной управляемости этого рода является система мягких бюджетных ограничений, в свое время подорвавшая социалистические экономики.