Михаил Оверченко: 3D-печать прогресса

Исследовательская компания Gartner 19 августа опубликовала доклад о 3D-печати - в рамках традиции ежегодно оценивать реальные перспективы новых технологий, о которых много говорят. Обсуждая его с аналитиком Gartner Питом Базильером, корреспондент The Wall Street Journal задала вопрос: «Когда мы сможем купить машину, напечатанную на 3D-принтере?»

«Напечатанного на 3D-принтере автомобиля никогда не будет из-за множества сложных деталей - от блока цилиндров двигателя до шин, - ответил он. - Но все больше и больше запасных частей будет производиться на 3D-принтере».

Всего через три недели компания Local Motors доказала, что он ошибается.

На Международном шоу производственных технологий в Чикаго она за 40 часов «напечатала» самый настоящий автомобиль (процесс можно посмотреть на ее сайте). Точнее, необычно большой 3D-принтер слой за слоем нарастил кузов и шасси из черного пластика, укрепленного углеродным волокном. Другие детали - электромотор, сиденья, колеса, шины и ветровое стекло - Local Motors сделала традиционным способом. Их должны установить на машину сегодня. На все про все - четыре дня.

В Strati, как назвали автомобиль, нет «множества сложных деталей» - их всего 47. Но это только начало. «Через несколько месяцев мы сможем сократить период печати менее чем до 20 часов и уверены, что затем два человека смогут менее чем за час собрать готовый автомобиль. Наша цель - совершенно по-другому подойти к созданию автомобиля: обычно в современном автомобиле более 20 000 частей; мы хотим, чтобы в автомобилях будущего их было менее 20», - заявляет генеральный директор Local Motors Джон Роджерс.

Первая версия Strati будет передвигаться со скоростью до 65 км/ч, заряда аккумулятора хватит на 190-240 км. Local Motors намерена вскоре начать продажи - по цене от $18 000 до $30 000 за автомобиль в зависимости от набора опций.

Кто купит эту «печатную машинку» за такие деньги? Поначалу, наверное, богатые любители экзотики и изобретений. Но ведь и первые автомобили (когда их уже можно было с полным основанием так называть) были уделом состоятельных поклонников технического прогресса. Уже позже появился Генри Форд с моделью Т - и автомобиль стал массовым продуктом. Сейчас в Ford Motor полагают, что в будущем автовладельцы сами смогут производить для себя запасные части: зайти на сайт, отсканировать штрих-код или распечатать заказ, пойти в местный магазин 3D-печати (как сейчас люди ходят в фотомагазин за снимками) - и через несколько часов, а то и минут у них будет необходимая деталь. На 3D-принтере можно печатать монолитные детали с внутренними замкнутыми полостями, что позволяет создавать очень прочные и легкие конструкции, которые невозможно сделать с помощью обычных технологий. Уже сейчас GE «печатает» компоненты для реактивного двигателя, а Siemens - для турбин.

По оценке McKinsey, прямой экономический эффект от 3D-печати составит в 2025 г. $230-550 млрд. Так что, по-видимому, вскоре можно будет «напечатать» не только автомобиль.