От редакции: Крым в правовом вакууме

Интеграция Крыма в российское политическое, экономическое и правовое пространство оказывается сложным процессом. Энтузиазм рядовых граждан (70% голосов за партию власти на выборах в госсовет) сочетается с прагматическими интересами хозяйствующих субъектов, политических и бизнес-элит.

Стремление Москвы сделать все «намного лучше, чем в России», как говорил министр по делам Крыма Олег Савельев, обернулось противоречивыми последствиями. Пока что во многих вопросах наблюдается скорее правовой вакуум, которым пользуются группы влияния, близкие к местной власти.

Переходный период до 1 января 2015 г., за который согласно 6-й статье закона о присоединении Крыма должны решиться вопросы интеграции, означает сложности для многих субъектов права. Местным бизнесменам надо выбирать между российской и украинской юрисдикциями. Пока сохранение украинской выгодно из-за более низких налогов, но вызывает недовольство местных властей. Переход к российской, указывает президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов, затрудняется более сложной отчетностью и грозит санкциями для тех, кто имеет активы на Украине. Местные власти запретили участвовать в процедуре банкротства российским арбитражным управляющим и могут сами назначать таковых из числа жителей Крыма.

Правительство Крыма также проводит национализацию собственности (принудительный выкуп) по местному закону (федеральные законы национализации не предусматривают) и с большими скандалами. Речь идет прежде всего об имуществе украинских бизнесменов - решения приняты по отделениям Приватбанка, «Крымгазу», «Крымавтотрансу», Ялтинской киностудии.

Каких-либо судебных решений об отчуждении собственности нет, оценка стоимости непрозрачна.

При отделении Крыма от Украины было национализировано шесть заповедников, 17 заказников и один национальный парк - однако, как пишет «Коммерсантъ», они не переданы в федеральное российское подчинение (как положено по российским законам). Экологи боятся, что на местном уровне охраняемые территории будут урезаться для хозяйственного использования. Впрочем, Крым поделился с Кремлем: самый известный и крупный заповедник передан в пользование управлению делами президента России (что также незаконно).

Вчера сотрудники спецслужб провели обыски в меджлисе крымскотатарского народа и в квартирах его активистов. Действия силовиков объясняются реакцией на призывы меджлиса к бойкоту выборов и стремлением ослабить сторонников лидера крымских татар Мустафы Джемилева, которому запрещен въезд на полуостров.

Российские серые политические и бизнес-практики встречаются в Крыму с соответствующими местными традициями и в условиях правового вакуума окажут серьезное негативное влияние на формирование институциональной среды. Кому-то здесь действительно лучше, чем в России.