Евгений Шварц, Павел Боев: Искушения экологического донора

Разумное и экологически устойчивое использование природных активов играет решающую роль в поддержании и увеличении благосостояния России. При ответственном и бережном использовании природные богатства России могут стать для нее подушкой безопасности. Но для этого нужно предпринять шаги по сохранению ресурсов - как минеральных, так и биологических - и инвестировать в снижение антропогенной нагрузки на экосистемы.

Но сначала надо ее оценить. Для этого Global Footprint Network (GFN) разработала методы, позволяющие странам измерить уровень потребления ими природного капитала и сопоставить его с запасами возобновляемых ресурсов. Основываясь на этих методах, Всемирный фонд дикой природы (WWF) и GFN последние два десятилетия рассчитывают эти показатели для планеты. В этом году впервые был рассчитан экологический след и биоемкость субъектов РФ.

Биоемкость - это способность экосистем восстанавливаться и обеспечивать человека необходимыми экосистемными услугами. Экологический след - площадь биопродуктивной территории и акватории, необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов. Оба показателя измеряются в условных единицах площади - глобальных гектарах (гга). Если экологический след превышает биоемкость региона или государства, возникает дефицит биоемкости, перерасход экологического капитала.

Мы оказываем беспрецедентное давление на нашу планету. Население Земли растет, потребление и количество отходов увеличивается. Еще в 1961 г. экологический след не превышал 60% биоресурсов, ежегодно воспроизводимых экосистемами Земли. В 1970 г., по расчетам GFN, годовое использование ресурсов Земли человечеством сравнялось с темпом их возобновления. В 2009 г. человечество за год использовало ресурсы, на восполнение которых планете требуется полтора года. Большинство стран уже испытывают дефицит биоемкости, а те, что еще сохранили резервы, стремительно их истощают.

При сохранении нынешних трендов в 2050 г. люди за год будут использовать экологические ресурсы и услуги, на восполнение которых Земле понадобится три года. Многие страны испытывают дефицит биоемкости, а чтобы его восполнить, прибегают к импорту, чрезмерно используют собственные или истощают общие ресурсы Земли (мировой океан вне территориальных вод и атмосферный воздух).

Самая большая биоемкость у Бразилии, ее население потребляет лишь 30% биоемкости территории, но уже сейчас ее экосистемы страдают от непомерной нагрузки и разрушаются, а профицит биоемкости за полвека сократился на 73%. Еще через полвека Бразилия может столкнуться с экодефицитом. Уничтожение тропических лесов Бразилии стало причиной уже семилетнего добровольного отказа бразильских производителей и экспортеров сои и растительного масла закупать сою с территории лесов, вырубленных после 2006 г.

По мере того как нехватка ресурсов будет становиться ощутимее, процветание государств все больше будет зависеть от доступности экосистемных услуг. Биоемкость растет в цене. Постоянно удовлетворять ненасытную потребность человечества в экологических ресурсах природа не в силах. Перерасход возможен лишь в течение непродолжительного времени ценой истощения и ухудшения качества ресурсов. Это может иметь серьезные последствия для экономики и привести к росту социального напряжения. Признаки перерасхода экологического капитала - засухи, катастрофические половодья и изменение климата, истощение рыбных запасов, обезлесение, эрозия почвы.

Россия в числе немногих стран мира, у которых огромная биоемкость позволяет не только удовлетворять спрос населения, но и обеспечивать торговых партнеров. Благодаря экономическому спаду, деиндустриализации и начавшейся с экономическим ростом модернизации производства подушевой экологический след России в 1992-2009 гг. уменьшился на 30% (с 5,7 до 4 гга), тогда как биоемкость страны за то же время не изменилась (6,6 гга). Снижение потребления позволило повысить подушевые резервы биоемкости с 0,9 до 2,6 гга.

Это сделало Россию единственным в мире государством с относительно большим населением и растущим запасом биоемкости в расчете на человека. Сейчас жители России используют 60% возобновляемых ее территорией экоресурсов (еще 8% идет на экспорт). При этом потребление Россией природных ресурсов по-прежнему превышает среднемировой уровень (1,8 гга биоемкости): если бы жители планеты вели образ жизни среднестатистического россиянина, человечеству для удовлетворения потребности в ресурсах потребовались бы две с половиной такие планеты, как Земля.

Запас биоемкости имеется у страны во многом благодаря ее территории - 11,5% земной суши. После распада СССР профицит биоемкости имелся у семи стран, а сейчас их всего четыре (Россия и три балтийские республики).

Но запасу биоемкости России угрожает опасность. Масштабный экспорт энергоресурсов, электроэнергии, леса и морских биоресурсов стал для страны источником существенных доходов, что ведет к экологически неустойчивому использованию возобновимых природных ресурсов, снижению устойчивости экосистем, ставит под удар биоразнообразие.

Явно недостаточен анализ воздействия на окружающую среду при строительстве новых объектов транспортной инфраструктуры и добыче природных ресурсов, разрушены механизмы учета и оценки интересов заинтересованных сторон при реализации такого рода проектов, отсутствуют законодательные требования стратегической экологической оценки (СЭО) различных планов развития и комплексного управления морским природопользованием. Россия стоит перед выбором: продолжить уничтожать природные богатства ради сиюминутной выгоды или умело ими распорядиться, начав тщательно анализировать свои потребности в возобновляемых ресурсах и ведя строгий учет их запасов.