От редакции: Классики без современников

В сознании современного россиянина литература все более сводится к классике - которую постепенно забывают. Это вполне отвечает новым целям культуры, сформулированным профильным министром.

Опрос ВЦИОМа к 200-летию Михаила Лермонтова показывает низкий интерес россиян к классике - после школы мало кто перечитывал произведения русской классической литературы. Чаще всего называют Пушкина и Толстого (по 13%), затем идут Достоевский (7%), Лермонтов (6%), Гоголь (5%), Чехов (4%) и прочие Есенины - Некрасовы. За пять лет с предыдущего опроса знание об авторстве знаменитых текстов заметно упало. Гоголя называют автором «Мертвых душ» 68% респондентов (в 2009 г. - 70%), «Ревизора» - 58% (63%). Автором «Капитанской дочки» Пушкина называют 55% (59%), «Полтавы» - 17% (21%). Лермонтов как автор «Героя нашего времени» известен 48% респондентов (54%), «Демона» - 23% (27%).

Еще Марк Твен сказал, что классика - это то, что все хвалят, но никто не читает. Тогда классиков замещали современники. Не то в нынешнем российском читающем обществе. По данным мартовского опроса ФОМа, граждане не знают и современную литературу. 77% затруднились назвать хотя бы одного русскоязычного автора. Знают только Донцову, Акунина, Маринину и Устинову. Возможно, это вина современной литературы, а может быть, и беда: XXI век начался с информационного взрыва, литература не смогла конкурировать с телевизором и интернетом и без потерь встроиться в новую среду.

Однако в современной культурной политике позиции классики незыблемы. Статус «русской классики» прочно закреплен за писателями, жившими не позднее начала XX века.

Даже российские лауреаты Нобелевской премии принадлежат к разным идеологическим лагерям: «белоэмигрант» Бунин, интеллигент Пастернак, продкомиссар Шолохов, изгнанные из страны государственник Солженицын и космополит Бродский. Литература XX века слишком свежа и актуальна, чтобы демонстрировать единение общества.

Для традиционных обществ характерна идеализация прошлого и страх перед настоящим. Чем больше проблем в настоящем, тем дальше в прошлое приходится отодвигать «золотой век». В отношении классики XIX века существует удобный консенсус, но все более номинальный.

Культура должна производить представления о происходящем сегодня, говорит культуролог Даниил Дондурей. В этом отношении у нас отсталое производство, гораздо менее успешное, чем даже в СССР, где стояла цель развития личности. XXI век ставит задачу конкурировать за качество человеческого капитала, в России же на повестке дня задача воспитания «поколения победителей», по словам Владимира Мединского.

Малая необходимость самостоятельного мышления для «победителей», упадок образования и снижение расходов на него приводят к упрощению культурной политики до плаката. «Пушкин - наше все» - отличный слоган: за Пушкина проголосовали бы на выборах 84%. Но ясно, что для этого необязательно читать «Евгения Онегина».