От редакции: Зачем государство закрывает больницы

Оптимизация здравоохранения захватывает новые высоты. Как написал РБК, в Москве скоро будет ликвидировано 28 медучреждений, включая 15 больниц. Метод, как и в случае школ, - укрупнение. Ликвидированные учреждения освобождают свои здания и помещения.

Вынужденный комментировать ситуацию вице-мэр Леонид Печатников сказал «Интерфаксу», что речь идет лишь о предложениях по реализации дорожной карты модернизации здравоохранения, но не опроверг то, что они приняты: «Мы не хотели это публиковать, потому что тихо плакали в наших кабинетах».

Реформы в здравоохранении идут с 2012 г. Сокращение числа больниц должно было сопровождаться ростом эффективности, улучшением амбулаторного лечения, развитием системы реабилитации и дневных стационаров. Задачей был перевод лечебных учреждений на полностью страховое финансирование (экономия для бюджета). «Майские указы» президента предписывали радикально повысить зарплату врачам.

Сегодня именно эти задачи подверглись оптимизации. Эффективность понимается исключительно как финансовая, повышения средней зарплаты врачам пытаются добиться сокращением числа лечебных учреждений и врачей. Альтернатива стационарам не создана, в регионах сокращение числа больниц и поликлиник идет полным ходом, в том числе из-за тяжелой ситуации в бюджетах. Чиновники рапортуют, сколько удалось сэкономить на коммунальных расходах после отказа от имущества. Доступность медицинской помощи снижается: во-первых, транспортная, во-вторых, доступность места в больнице. В Москве есть случаи, когда по мотивам неэффективности закрывается больница, в которую стоит очередь на госпитализацию.

Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович говорит, что в некоторых регионах больничная койка работает 350 дней в году вместо 323, а онкологическая - до 480 (больные лежат на раскладушках в коридорах).

Проблемы этой реформы лежат на поверхности. С врачами и экспертами толком не советовались, сокращение обосновывается не нуждами пациентов и особенностями заболеваний, а экономией средств. Понимая это, реформаторы «тихо плачут в кабинетах», вместо того чтобы проводить разъяснительную кампанию для населения. Не всякий пенсионер теперь дойдет или доедет до укрупненной больницы или поликлиники - а значит, потребление ее услуг снизится, оправдав реформу. Чиновникам нужна экономия сегодня, а не развитие человеческого капитала завтра (качество медицины - один из основных факторов его развития). В федеральном бюджете 2015 г. расходы на здравоохранение снижаются на 22,9%.