От редакции: Военный инвестклимат

Ежегодное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) при правительстве России впервые прошло в закрытом режиме (см. статью на стр. 04). Иностранцы говорят, что это позволило вести более откровенный разговор. Мы можем лишь гадать, от кого сейчас политически правильно скрывать этот диалог - то ли от иностранных правительств, оказывающих давление на своих бизнесменов, то ли от российского народа, не желающего принимать советы от иностранцев.

Впрочем, есть банальная версия. В нынешней ситуации российской власти говорить с бизнесом почти не о чем, а бизнесу - почти не с кем.

Доклад, подготовленный КСИИ к заседанию, зафиксировал множество старых регулятивных проблем, решить которые инвесторы советовали в предыдущие годы - и безрезультатно. Но за год российское государство успело породить проблемы новые и без особого обсуждения с инвесторами - это касается закона о персональных данных, отмены накопительной части пенсии, увеличения налоговой нагрузки, регулирования внутри ЕАЭС и др. (см. статью «И без санкций плохо», «Ведомости» от 20.10.2014).

Примерно о том же скорбели на прошлой неделе инвесторы российские. РСПП написал письмо правительству с просьбой объявить мораторий на повышение налогов, Александр Шохин жалуется (см. статью «Фискальный мораторий», «Ведомости» от 20.10.2014), что у органов власти снижается желание вести диалог с предпринимательским сообществом.

Надо признать, что желание вести диалог с кем-либо у власти снижается уже три года. Результатом уже стал фактический отказ от независимой экспертизы и замена компетентных советников на лояльных.

Отрицательный кадровый отбор снижает качество бюрократии - у правительства даже технически меньше возможностей решить системные проблемы. Бизнес-сообщество вынуждено давать советы в пустоту.

Все меньше новых инициатив проходит независимую экспертизу - даже оценку регулирующего воздействия (ОРВ), говорит доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. Характерный пример такого решения, вызвавшего негативные социально-экономические последствия, - продуктовое эмбарго. Оно же - пример политического решения в рамках ведущейся российским руководством холодной войны с «враждебным Западом». Ее логика исключает совещания с элитными группами, считает политолог Алексей Макаркин.

Государство сейчас ощущает себя самодостаточным, успешно апеллируя к общественному мнению. Есть «царь», он принимает решения, поддерживаемые «народом». Элиты исключены из процесса, потому что задают неудобные вопросы и требуют конкретных решений по улучшению, например, инвестклимата. А на войне не до климата.

Да, есть отдельные элитные группы, которые считают себя частью государства и продвигают свои интересы за счет остальных. Именно они обижены санкциями и нуждаются в помощи государства. Этим группам не нужны системные решения. Наоборот, их сила - в близости к несистемному ручному регулированию.