Константин Сонин: Два кризиса: 2014 и 1991

Главным ньюсмейкером прошедшей недели стал рубль, российская валюта, или, точнее, ее обменный курс. Побив рекорды прошлых лет, курс достиг 42 руб. за доллар. В тени остались высказывания различных политиков по самым разным поводам. Впрочем, кому какое дело до того, что говорили Михаил Горбачев и министры последнего советского правительства весной и летом 1991 г.? Последовавшие за этим события в экономической сфере сделали взгляды тогдашних руководителей страны на устройство мира, международную безопасность, историю и пути развития нашей страны и т. п. предметом, интересным разве что историкам.

Почему сейчас уместно вспоминать 1991-й и даже 1990 год? За последние десятилетия в нашей стране было три крупных экономических кризиса. Нынешний кризис, отсчет которого можно вести с лета, а можно как раз с октября, похож не на два последних - 1998 и 2008 гг., - а на тот, двадцатилетней давности, который привел среди прочего к распаду Советского Союза. И в 1998 г., и в 2008 г. кризис был виден специалистам за несколько месяцев, но для широкой публики у него есть четкая датировка. В 1998 г. - 17 августа, в 2008 г. - октябрь и ноябрь, когда напряжение на мировом рынке быстро распространилось на российскую экономику и привело к резкому спаду выпуска в промышленности и скачку безработицы.

В 1991 г. все помнят дату 19 августа, когда началась (и быстро провалилась) попытка захватить власть со стороны силовых структур и консервативной, просоветской части правительства, но эта дата не связана ни с какими экономическими потрясениями. Я подозреваю, что если провести опрос, то точкой отсчета станет январь 1992 г. - к этому моменту экономическая катастрофа уже длилась почти два года и предыдущая, советская модель экономики уже давно не действовала. (Вопреки распространенному мифу, гайдаровские реформы вовсе не отменили плановую экономику - она перестала функционировать до появления гайдаровского правительства.)

Нынешний кризис - такого же «долгоиграющего» типа. Замедление началось давно. Квартальные темпы роста после президентских выборов 2012 г. только снижались, до тех пор пока в 2014 г. не дошло до полноценной стагнации. У этого замедления были вполне естественные и много раз уже обсуждавшиеся причины: после того как были исчерпаны источники роста начала 2000-х (прежде всего низкая стартовая точка, незадействованная рабочая сила и производственные мощности, а также растущие цены на нефть), экономике, чтобы расти, требовались инвестиции, невозможные без улучшения институтов. Без появления контрактного права, независимых судов, некоррумпированной полиции - для экономики; подотчетного правительства и свободных СМИ - в политике. Однако движение происходило в точности в противоположном направлении - и еще до международной изоляции рост практически остановился. Внешние санкции и неадекватная (в результате растущей дисфункции власти) реакция привели к началу кризиса, который, как в 1990-1991 гг., уже развился, но еще не так заметен, как в августе 1991-го и октябре 2008-го.

А что там говорил о международной безопасности Горбачев летом 1991-го? Даже у историков есть предметы поинтереснее.