Кирилл Харатьян: Мы на кризисах собаку съели

«Когда придете в январе из отпуска, доллар будет стоить 100 руб. Я даже не знаю, что мы будем обсуждать - как кошку замариновать или собаку». Сергей Капков, руководитель департамента культуры г. Москвы

Должно быть, многие люди больше сделали стойку в словах Сергея Капкова на замечание о 100 рублях за доллар после отпуска - а к собакам и кошкам отнеслись как к фигуре речи. И зря. Сергей Капков - культурный руководитель, у него художественное высказывание. Культура, как мы знаем, отражает общественные тенденции.

Не будем в связи с культурным высказыванием Сергея Капкова вспоминать писателя Гришковца, который, служа на флоте, съел собаку - готовил-то ее кореец. Поглядим на дело геостратегически.

Задолго до корейцев собак готовили кто? - наши ближайшие сегодняшние друзья китайцы. Классическая «Ли Цзи», «Книга ритуалов», написанная якобы учениками Конфуция за 500 лет до нашей эры, описывает деликатес для какой-то малопонятной церемонии; в нем участвует волчья грудь, обжаренная ломтиками до состояния чипсов, и - внимание! - собачья печень, запеченная в собачьем же жире на углях.

Собачатину перед приготовлением надо вымочить, то есть замариновать, в теплой воде с уксусом пару часов, пересказывает один знакомый китаист, и тогда она служит подкреплением элемента инь (женского) в организме, снижает реакцию на холод; в жире собаки содержатся вещества, помогающие при заболеваниях легких.

В англоязычной литературе (а китайская мне по неграмотности и недоступна), вот, например, у Джерри Хопкинса в книге «Экстремальная кухня: забавные и удивительные продукты, которые едят люди», содержится противоположная версия: собачатина-де полезна для ян - мужской, горячей части китайца - и особенно нужна зимой.

К сожалению (может, Сергей Капков этого не знал), в собачатине есть и сомнительный, даже политический момент. Как Сун Ятсен и его Гоминьдан боролись против маньчжурской династии? - а прежде всего так, что начинали свои собрания с приготовления вареной собачатины. Такой был протест: маньчжурская-то династия запрещала употребление в пищу собак. Есть даже - тсс! - слухи, будто недавние гонконгские выступления сопровождались поеданием мяса собак; в Гонконге-то запрещено их убивать с пищевыми целями.

Теперь о котах. К счастью, они не настолько ритуальные животные у наших лучших друзей. Кошачье мясо не такое жирное, как собачье, пишет Хопкинс, и кошек вроде и надо мариновать перед приготовлением, но можно съесть и сырыми.

Кошачье мясо - и не такое лечебное, как собачье; средство от астмы, так считают южные китайцы. Правда, Хопкинс приводит слова ресторатора по имени У Ляньгуан из южнокитайского города Цзянмень, владельца заведения под названием «Собака и кошка Гуана»: «Дела у меня идут лучше некуда. Чем обеспеченней становятся китайцы, тем больше они тревожатся о здоровье, а для здоровья ничего лучше кошачьего мяса нет!»

А я бы сказал, что мы на всяких там кризисах и долларах собаку съели. Лишь бы, как говорится, не было войны.