Ксения Болецкая: Человек-комета Михаил Лесин

Если бы новости были поэмой, то Лесина сравнили бы с кометой, которая пролетела над медийным рынком, спутала все дела, перестроила все по-новому и исчезла с горизонта.

Лесин руководил «Газпром-медиа» 13 месяцев и 12 дней (до момента подачи заявления об отставке). За это время он потратил $602 млн на покупку «Профмедиа» у Владимира Потанина. Придумал схему с созданием нового Vi, селлера-монополиста, который будет работать с пятью крупнейшими медиахолдингами в стране и контролировать 99% национальной телерекламы. Был главным лоббистом запрета рекламы на платных каналах, что полностью изменит бизнес для более чем 300 неэфирных каналов в стране. И провернул еще 21 громкую медиаисторию (да, у нас есть список).

Лесин оказался человеком, который способен очень быстро поставить на уши огромный медийный рынок и поменять правила игры. С таким послужным списком - один из основателей Vi (бывшая «Видео интернешнл»), ВГТРК в его нынешнем виде, бывший министр печати - эти способности перепахать под себя целый рынок, наверное, удивлять не должны, но удивляют.

Лесин - динозавр, мастодонт, глыба с энергией бульдозера, говорят друзья и враги. В нем самым причудливым образом сочетаются государственник и капиталист. Он никогда не скрывает, что его конечная цель - заработать больше денег. А кто лучше всех в нашей стране зарабатывает деньги? Правильно - госкомпании. Или такие квазигоскомпании, как «Газпром-медиа». Лучший способ заработать деньги по Лесину? Создать монополиста. Это масштаб и контроль денежных потоков на рынке.

Монополиста можно создать, купив конкурентов (сделка с «Профмедиа») или объединившись с ними (новый Vi). Лесин всегда четко знает, как должна работать индустрия, чтобы заработать больше денег. Он очаровывает врагов своим умом и опытом, манипулирует союзниками, крепко держится за друзей, играет на слабости чиновников к госмонополиям и их жажде контроля над СМИ, использует телефонное право и законы, специально написанные под его планы.

Сила Лесина - его же слабость. Он слишком стремителен, слишком энергичен, слишком давит, слишком любит управлять индустрией, пусть и «в ее лучших интересах». Он уверен, что сейчас, перед серьезным кризисом, по-другому нельзя, нужно быстро перестраиваться. Но другие игроки явно не оценили такой диктат. Меняя правила игры, Лесин наступил на ноги слишком многим. Сильные медиафигуры стали откровенно играть против него и ставить палки в колеса. Он ушел сам. Но, видимо, сейчас правильный момент, чтобы сделать это красиво и внезапно, как он любит. Чтобы снова удивить всех и заявить: Game over.