Юджин Румер: Путин всех переиграл

Путин верит, что справится с кризисом, нефть подорожает, Европа устанет от санкций, экономика восстановится. Это всегда срабатывало

Канцлер Германии Ангела Меркель однажды назвала Путина человеком, который живет в параллельной реальности. Вот как она может выглядеть с точки зрения президента в разгар экономического кризиса, охватившего его страну. Все, кто говорит ему о либерализации, зря тратят силы, как и те, кто советует уйти с Украины. Ни ослабление контроля, ни отступление не характерны для Путина. Скорее он будет придерживаться прежнего курса. Все остальное считалось бы проявлением слабости.

На ноябрьском саммите G20 Путин оказался в изоляции? Но сам российский лидер, похоже, искренне сомневается, что кто-то из мировых лидеров с бóльшим толком использовал последние 15 лет. Уход Джорджа Буша-младшего с поста президента был омрачен двумя неоконченными войнами и самым жестоким экономическим кризисом со времен Великой депрессии. Британский экс-премьер Тони Блэр, испортивший себе репутацию войной в Ираке, зарабатывает, помогая автократам поднимать их рейтинг. Герхард Шредер оказался на довольствии «Газпрома». Сильвио Берлускони с позором доживает век, не вылезая из судов. Имена Жака Ширака во Франции, Жана Кретьена в Канаде и японца Дзюнитиро Коидзуми постепенно стираются из памяти. Один только Путин крепко держит бразды правления, его рейтинг - более 80%.

ВВП России за 15 лет вырос в 6 раз, доходы на душу населения - в 7. Военная мощь восстановлена достаточно, чтобы нагнать страху на Европу, вновь привлечь внимание США и внушить россиянам чувство гордости. Нынешний кризис - серьезное испытание, но Россия и раньше сталкивалась с кризисами и справлялась с ними без советов западных доброхотов. Когда же она прислушивалась к их словам, как в 1990-х гг., то лишь усугубляла свои проблемы.

Путин смотрит на происходящее в крупнейших мировых державах - и что открывается его взору? США, после холодной войны расхваливающие достоинства рыночного капитализма, едва избежали экономической катастрофы в 2008 г. Япония, некогда считавшаяся экономическим чудом, никак не выберется из «потерянного десятилетия». Германия, «двигатель Европы», на волоске от рецессии. Путин верит, что справится с кризисом. Цены на нефть вернутся к прежним значениям, Европа устанет от санкций, экономика восстановится. Это всегда срабатывало. Что же до либерализации - не ждите слишком многого. Кризис дает Путину возможность укрепить свою власть над бизнесом, проверить бизнесменов на лояльность, назначить победителей и побежденных, решить, кто получит господдержку, а чьи активы будут «перераспределены». Зачем отдавать все это на откуп неуверенной руке рынка и коррумпированным бюрократам?

А диверсификация экономики? Путин в достаточной мере реалист, чтобы осознавать: Россия не может конкурировать с китайской промышленностью и индийскими IT. Богатство и сила его страны заключается в природных ресурсах, нефти, металлах и древесине. Нефтяную отрасль Путин контролирует жестче всего. Это кое-что говорит о его приоритетах.

Даже западным санкциям нашлось применение. Они направлены на смену режима, заявляет Путин, их цель - вырвать когти и зубы у русского медведя, сделать его покорным. Это объяснение находит живой отклик внутри страны. Чтобы санкции сработали, нужно время. Есть вероятность, что экономика восстановится раньше, чем Путин откажется от идеи удержать Украину в орбите российского влияния. Политика Запада игнорирует и то, что санкции против России не помогут Украине. Ей нужна помощь на десятки миллиардов долларов, чтобы сохранить платежеспособность и смягчить ущерб от шоковой терапии, на которой настаивает Запад. Вряд ли Путин не отдает себе в этом отчета. Он не удовлетворится Крымом или опустошенным юго-востоком. Ему нужна вся Украина. Возможно, он рассчитывает, что политическое и экономическое давление на Киев сделает за него всю работу.

Между тем есть одно государство, которое на протяжении последних 15 лет сохраняло стабильность, развивало экономику и повышало свой международный престиж. Это Китай. Но уроки, которые Путин извлечет из опыта Пекина, не приведут к либерализации внутренней политики и к уступкам Западу во внешней. Уроки Китая только укрепляют мнение российского президента о верности его курса.

FT, 23.12.2014, Антон Осипов

Автор - директор российской и евразийской программ Carnegie Endowment for International Peace