От редакции: Выпьем за Путина! Регулирование алкогольного рынка как инструмент удержания власти

Цены на алкоголь, прежде всего на неформальную «жидкую валюту» - водку, и его доступность для населения - это в России вопрос государственной важности. Он влияет на популярность лидеров и устойчивость власти. Попытки государства повлиять на рынок и потребление спиртного не раз приводили к политическим изменениям.

Вчера в России существенно - с 220 до 185 руб. (на 15,9%) снизилась минимальная розничная цена бутылки водки. Водка подешевела после того, как Владимир Путин выступил 24 декабря 2014 г. на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре: «...бороться (с алкоголизацией населения. - «Ведомости») нужно здравыми способами и средствами. Завышение цен на алкогольную продукцию приводит только к увеличению потребления суррогатов». Через пять дней Росалкогольрегулирование распорядилось снизить цены.

Повышение цен на спиртное благотворно сказывается на здоровье населения, но плохо - на популярности политиков, при которых доступ к нему затрудняется. Принудительно протрезвевшие граждане начинают задавать власти неудобные вопросы. Джей Бхатачария, Кристина Гатман и Грант Миллер в статье «Антиалкогольная кампания Горбачева и кризис смертности в России» в приложении к American Economic Journal рассчитали, что антиалкогольная кампания 1985-1988 гг., резко ухудшившая отношение населения к Горбачеву (альтернативных способов организации досуга было тогда немного), сократила ежегодную смертность на 24% и сохранила 1,6 млн жизней. Российский демограф Александр Немцов доказал, что число алкогольных отравлений в 1988 г. по сравнению с 1985 г. уменьшилось в 2,5 раза, а психозов - втрое.

Наоборот, легкий доступ к алкоголю благотворно влияет на бюджет, смягчает восприятие повседневных трудностей и снижает претензии к властям.

Царский министр финансов и премьер Сергей Витте вспоминал: «Александр III говорил, что его мучает и смущает, что русский народ так пропивается, и что необходимо принять решительные меры против этого пьянства». Витте в 1894 г. ввел питейную монополию, чтобы ограничить потребление спиртного, но без ущерба для казны. В результате к 1906 г. потребление выросло с 6 л водки на человека в год до 7,4 л. Доход казны от продажи алкоголя вырос со 117 млн руб. в 1901 г. до 899 млн в 1913 г., достигнув 25% его объема (бюджет называли «пьяным»). Введенный Николаем II с начала Первой мировой войны «сухой закон» привел к росту производства суррогатов и дефицита бюджета, негативно сказался на настроениях на фронте и в тылу. Оставшуюся без легального алкоголя страну одурманили демагогические лозунги.

Производство алкоголя, разрешенное в годы НЭПа, не попало под удар и расширялось в годы сталинской индустриализации. В почти девятикратном росте доходов бюджета в 1929-1938 гг. велика роль спиртного. В годы Великой Отечественной бойцы на передовой получали ежедневно 100 г. К середине 1980-х душевое потребление выросло до 14 л спирта в год (сейчас, по разным оценкам, от 13,5 до 15 л в год). Путин не собирается повторять «ошибок» Горбачева. Нынешнее удешевление водки - попытка отвлечь население от повседневных проблем. В том числе от подорожания закуски.