Зачем лидеры четырех государств 16 часов вели переговоры

Главный итог саммита – отсутствие у сторон конфликта реальных приобретений

Странный все-таки это был саммит.

То, что он длился 16 часов, - это ладно, в дипломатии и не такое случается. Но, просидев в Минске всю ночь, лидеры четырех стран так ничего и не подписали: даже их совместная декларация - и та почему-то оказалась, как выразился Владимир Путин, «неподписным документом». Под главной же бумагой, «Комплексом мер по выполнению минских соглашений», свои автографы поставили лишь члены контактной группы. То есть три президента и один канцлер целую неделю вели на разных уровнях напряженные переговоры, а их подписей ни на одном итоговом документе нет.

Другая странность - отсутствие у сторон конфликта реальных приобретений. Ведь что такое переговоры? Это когда ты уступаешь в одном, но выигрываешь в другом. И уступок со стороны Киева и Донбасса в «Комплексе мер» можно отыскать немало. Но получили ли они что-то такое, чего до сих пор не имели? (Прекращение огня - это, безусловно, огромное достижение, но как раз этот пункт был единственным, в котором участники саммита, по крайней мере на словах, были с самого начала едины.)

Украина мятежный регион обратно не получит, как не вернет и контроль над потерянным участком границы с Россией: этому пункту в плане предшествуют выборы, а до них еще предстоит провести «диалог о модальности». Вывод из Донбасса иностранных войск? Но это было записано и в сентябрьском протоколе, к тому же в «Новороссии», как утверждают ее защитники, нет ни иностранцев, ни наемников, а только добровольцы и отпускники.

Может быть, что-то наварили повстанцы? Тоже нет. Расширения территории до границ Донецкой и Луганской областей не будет, международного признания самопровозглашенных республик - тоже. Любые варианты особого статуса региона будут опираться на украинское законодательство. И даже снятие экономической блокады еще не гарантировано: ему опять же должно предшествовать «определение модальностей».

А вот Россия кое-что от этих переговоров получила. Во-первых, Путин удостоился похвалы от Меркель и Олланда за то, что своевременно «надавил на сепаратистов». Во-вторых, Евросоюз теперь имеет все основания не только не вводить новых санкций, но и подумать о снятии старых. Ну и, в-третьих, если Кремль, как говорят, и правда хотел с помощью «Минска-2» сделать из Донбасса «Приднестровье-2», то у него это, кажется, получается.

Хотя одна потеря у Путина в Минске тоже была: если верить украинским СМИ, он разломал свою авторучку. Может, потому ничего и не подписали?