Открытое следствие по делу малазийского Boeing

Европа показывает, как институт следствия может быть прозрачным и не подверженным «информационным войнам»

Выясняются новые детали трагедии малазийского Boeing в небе над Донбассом 17 июля 2014 г., в которой погибло 298 человек. Полиция и прокуратура Нидерландов опубликовали видеоролик, в котором описывается версия о поражении самолета ракетой, запущенной комплексом ПВО «Бук». Видео и фотоснимки частично реконструируют дорогу «Бука» к месту пуска ракеты, записи радиоперехватов – разговоры между повстанцами, в том числе о возможном пересечении границы Украины с Россией. Авторы ролика подчеркивают, что это одна из версий, и просят очевидцев транспортировки передать материалы и свидетельства правоохранителям Нидерландов или комиссии, ведущей расследование.

Их деятельность отражает тактику расследования катастрофы, которой присуща открытость. Выпускаются промежуточные отчеты. В сентябре 2014 г. были опубликованы записи бортовых самописцев – переговоры членов экипажа между собой и с диспетчерами. Публичность не мешает строгому соблюдению процедур, скрупулезному сбору доказательств и свидетельств, анализу разных версий. Окончательный доклад появится не раньше лета.

Пропагандистам и бойцам «информационной войны» такая тактика неудобна: они заранее, до изучения доказательств, назначили виновных и не брезговали фальсификацией доказательств. Российские СМИ утверждали, что Boeing стал жертвой провокации Киева. Версия о повстанцах отвергалась, хотя они объявили 17 июля, что сбили «около четырех часов дня» украинский военно-транспортный самолет Ан-26 (но его обломков никто не видел). Boeing рухнул в 16.20. Сообщалось, что самолет сбит ракетой украинского «Бука», российское ТВ убеждало зрителей, что целью украинских ПВО был Владимир Путин, чей борт из-за похожего курса они спутали с Boeing. Затем появилась версия, что рейс MH17 стал жертвой украинского штурмовика Су-25, СКР завел уголовное дело. Но эксперты признали снимок с Су-25 в районе катастрофы фальшивкой. Конструктор штурмовика Владимир Бабак объяснил: технические характеристики самолета вряд ли позволили бы ему занять выгодное положение для атаки, а имеющиеся на его вооружении ракеты Р-60 – «мелкий укус для такой крупной птицы, как Boeing 777».

Скрупулезность иногда внешне проигрывает агрессивной пропаганде. Но в итоге выводы, подтвержденные собранными за год доказательствами, будет трудно опровергнуть даже с помощью новой, более изощренной лжи.