Отечественное кино для отечественного желудка

Лозунг импортозамещения ожидаемо становится самоценным и начинает жить своей жизнью

Лозунг импортозамещения ожидаемо становится самоценным и начинает жить своей жизнью. Власти всех уровней пишут планы и отчеты по импортозамещению, политики включают лозунг в программы, в церквях планируют молебны. И настоящий художник не может пройти мимо.

Так и сделали Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Их идея создать национальную сеть фастфуда «Едим дома!» точно отражает дух сегодняшнего дня. По данным «Коммерсанта», авторы написали президенту Владимиру Путину, что цель проекта – «способствовать импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда», и якобы попросили субсидий почти на 1 млрд руб. Президент поручил правительству «рассмотреть и поддержать» проект «в контексте решения задач импортозамещения». В четверг проект обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича – но о субсидиях речь не шла, а шла о применении общих принципов господдержки.

Братья-режиссеры тонко чувствуют лозунг момента и продают под этим лозунгом власти свой проект. Власть со своей стороны нуждается в громких красивых проектах импортозамещения, о которых можно рассказать по телевизору. Михалков и Кончаловский – не последние люди в стране, надо им помочь.

Как говорят экономисты, импортозамещение – всегда субсидирование производителей за счет потребителя, оно оборачивается ростом цен и снижением потребления. При ограничении импорта производители получают возможность поднять цены на продукцию, качеством уступающую продукции конкурентов. Возможно, они затем инвестируют в производство, чтобы через 5–10 лет получить продукцию, которая, не исключено, сможет конкурировать с западной.

Но обеспечивают импортозамещение граждане: напрямую – за счет высоких цен и опосредованно – через государственные субсидии производителям.

Проект Михалкова – Кончаловского – модельный с точки зрения издержек импортозамещения. Мало того что предполагаются льготы и субсидии – они предполагаются на конкурентном рынке, рядом с другими аналогичными бизнесами, вполне отечественными (даже пресловутый «Макдоналдс» платит налоги и создает рабочие места в России, доля российской продукции в его закупках – 85%). То есть это не импортозамещение, это попытка заместить конкурентов с иностранными названиями (как же здорово она сочетается с заполонившим рынок прямым копированием иностранных брендов, импорт которых запрещен, – масло «Баба Валя», сыр «Молодой пармезан» и т. д.).

Более того, в рамках проекта в том числе предполагается кормить едой, произведенной на фабриках-кухнях, социальные учреждения. А у проекта, маркированного как импортозамещающий, есть все шансы получить госзаказ. Как мы видим в последнее время, лучше всего себя в России чувствуют бизнесы приближенных к первому лицу вторых-третьих лиц, которые в условиях санкций получают контракты на госзакупки и входят в крупные проекты с госучастием, будь то кормление и клининг армии, строительство моста в Крым или газопровода в Китай.