Возрастные ограничения: работающие инвалиды и «новые бедные»

Экономист Евгений Гонтмахер о социальной политике в случае повышения пенсионного возраста

Неизбежное повышение пенсионного возраста – мощнейший институциональный вызов для социальной политики. Было бы ошибкой учитывать только демографические или фискальные эффекты этого процесса. Старение населения России – неизбежная тенденция, которая, если ничего не менять, приведет систему финансирования пенсий к окончательному краху. Изменения назрели, и их надо начинать. Но как? Представим, что с 1 января 2016 г. начинается постепенный подъем пенсионного возраста. Не будем вдаваться в подробности вроде необходимости выравнивания срока выхода на пенсию мужчин и женщин, повышения этой планки до 63–65 лет, темпа перемен (по полгода за год или быстрее). Важно смоделировать поведение населения. Люди вряд ли выйдут на улицы, как это происходило во многих странах, включая Францию. «Народ безмолвствует». Это большое «достижение» последних лет, которое развязывает руки государству. Но наш человек очень изворотлив и находчив, когда дело касается его личного кошелька. Он будет искать всяческие лазейки, чтобы сохранить личный status quo. Например, претендовать на получение статуса инвалида все в том же, прежнем пенсионном возрасте. Для этого есть широкие возможности.

Состояние здоровья населения оставляет желать лучшего. Как показывают обследования, к 60 годам у значительной части людей появляются хронические заболевания. Это не мешает продолжать трудиться, чтобы свести концы с концами в семейном бюджете. На пенсию, средняя величина которой в феврале составила 12 045 руб., прожить довольно сложно. А если человек получает 8000–9000? Тут хочешь не хочешь, а будешь искать приработок. Приобретя статус инвалида в 55–60 лет, можно получать почти полноценную страховую пенсию, ведь до этого человек много лет работал, за него платили положенные взносы. Этот статус дает право и на многочисленные льготы – по оплате жилья, коммунальных услуг, лекарств, проезду на общественном транспорте. Можно с уверенностью спрогнозировать, что объявленное повышение пенсионного возраста вызовет вал обращений в органы медико-социальной экспертизы, занимающиеся присвоением статуса инвалида. Это создает еще одну мощную коррупциогенную зону. Но даже если эта опасность преувеличена, неважное состояние здоровья многих людей, достигающих нынешнего пенсионного возраста, позволит им вполне справедливо этот статус получить. Кроме инвалидности, которая станет еще более массовой, у повышения пенсионного возраста есть еще ряд негативных последствий.

Женщины у нас действительно выходят на пенсию по мировым меркам чрезвычайно рано. Но в России есть специфика. Значительная часть женщин, уходя с рынка труда, начинают выполнять важные социальные функции. Они сидят с внуками, которым не хватает мест в детских садах или школьных группах продленного дня, осуществляют патронаж над собственными престарелыми родителями. Если повысить женский пенсионный возраст, мы тут же создадим массу проблем с обеспечением ухода за детьми и стариками: нынешние государственные социальные институты явно не готовы взять эту обязанность на себя.

На систему соцзащиты может лечь дополнительная нагрузка и в связи с тем, что из-за повышения пенсионного возраста резко снизится совокупный доход тех, кто продолжает работать после 60 (55) лет. Типичная ситуация: начиная получать весьма скромную пенсию, человек прибавляет к ней столь же скромную зарплату, исполняя не требующие значительной квалификации функции гардеробщика, охранника, вахтера и т. п. По совокупности выходит сумма, позволяющая не считать себя малообеспеченным. Если пенсионный возраст сдвинется, мы рискуем получить дополнительно несколько миллионов по-настоящему бедных людей, которые будут претендовать на получение соцпомощи. Бюджетная экономия, полученная в результате повышения пенсионного возраста, в значительной (если не в большей) своей части может быть потрачена на поддержку «новых бедных».

Типовой российский работник, достигающий сейчас пенсионного возраста, имеет давно обесценившееся профессиональное образование, полученное в СССР. Сейчас на рынке труда для работы на более или менее хорошо оплачиваемых местах востребованы во многом другие квалификации. Поэтому процветает возрастная дискриминация, когда человеку старше 50 становится сложнее удержаться на прежних позициях, его вытесняют на обочину, где квалификация особая не нужна, а зарплата низкая.

Есть еще целый ряд эффектов, которые не оценены в связи с предложением о повышении пенсионного возраста. Сейчас продекларированы бонусы к грядущим выплатам, если работник добровольно отложил получение пенсии в 60 (55) лет. А если пенсионный возраст будет повышен до 63–65 лет, то сумма обязательств пенсионной системы (за счет уже принудительного удлинения срока уплаты страховых платежей) перед будущими получателями пенсий значительно вырастет. Это может привести не к уменьшению, а к увеличению фискальной нагрузки на бизнес и самого работника, чтобы поддерживать систему.

Повышение пенсионного возраста – неизбежность. Но он не может быть запущен чисто механически, в отрыве от реформ в ряде других секторов соцполитики. Что можно предложить?

1. Необходимо пересмотреть систему предоставления статуса инвалидности, оставляя возможность получить его только людям с наиболее тяжелыми формами утраты трудоспособности. Потребности тех, кто может работать, должны удовлетворяться системой здравоохранения (если есть медицинские проблемы) и органами соцзащиты (если есть необходимость в адресном предоставлении льгот и другой помощи). Такой разворот пока не вписывается в бюджетную политику, ориентированную на экономию затрат в этих секторах, фактически рассматриваемую как самоцель.

2. Требуется всячески поддерживать сеть дошкольных и школьных учреждений как мест, где дети должны иметь возможность быть занятыми весь рабочий день родителей. Явно недостаточные усилия государства в области опеки над престарелыми могут быть им же компенсированы привлечением в эту сферу специализированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей. Пока по этим направлениям движения нет.

3. Много лет говорят о создании в России реально работающей системы непрерывного образования, доступной для всех возрастов. Только благодаря ей (и успехам медицины) наш человек в 60–63 года будет физически полноценен и конкурентен на рынке труда.

4. Нужно очень внимательно оценить необходимые изменения в формуле расчета будущих выплат в случае повышения пенсионного возраста, чтобы добиться баланса между интересами работника и бюджетной системы.

5. Нужно развивать все формы индивидуальных накопительных счетов (обязательных и добровольных), чтобы постепенно снизить зависимость самочувствия пенсионной системы от демографических и бюджетных ограничений.

Автор – замдиректора ИМЭМО РАН, член КГИ