Импортировать ли нормы шариата в российское законодательство

Отказ чреват правовым нигилизмом, а импорт отдельных норм – запросом на полное признание

Консервативный тренд в российской политике все острее ставит вопрос сосуществования современного законодательства РФ с неписаными нормами и религиозными традициями. Особенно – в условиях активизации ислама – с нормами шариата. На этот счет существуют две полярные точки зрения. Согласно первой, светское законодательство полиэтнического и поликонфессионального государства не может включать в себя нормы, характерные для определенной религии. По этим же причинам невозможны особые нормы для отдельных регионов. Вторая точка зрения противоположна: использование элементов альтернативных юрисдикций (адат, шариат) в федеративных государствах вполне возможно, и использование традиционных институтов может повысить качество управления в исконно мусульманских регионах, включить исламское право в правовое поле.

Этой теме посвящена недавняя работа авторитетного исследователя шариата Леонида Сюкияйнена из НИУ ВШЭ. Включение норм шариата в законодательство возможно напрямую или опосредованно. В законе Татарстана о свободе совести упоминается вакуфное имущество (имущество, переданное на религиозные или благотворительные цели). Это единственный пример прямого включения нормы шариата в российское законодательство. В этом случае усваиваются нормы даже не шариата, а исламского права (в российском законе не может быть прописана полигамия или кровная месть). Шариатские нормы могут косвенно использоваться, например, третейскими судами.

Вопрос легализации норм шариата имеет тактический характер и оправдан, когда это может снизить напряженность в обществе, считает Ирина Стародубровская из ИЭП им. Гайдара. Сейчас она такой целесообразности не видит: на сильно исламизированных территориях (Дагестан) исламское право и так широко используется, но его легализация приведет к госрегулированию, например, выбора шариатских судей. В условиях внутриисламского размежевания это только усилит конфликтность. Вдобавок наиболее радикальные последователи ислама могут вслед за частичной легализацией шариата потребовать его признания в полном объеме, включая уголовные наказания (отрубание рук, побивание камнями). Некоторые европейские страны импортируют нормы исламского права, создавая условия для развития исламского банкинга. В России соответствующие законодательные изменения только обсуждаются. Однако сосуществование писаного и неписаного права связано с издержками, главная из которых – рост правового нигилизма и власти, и граждан.