Фактор Бочарова Ручья, или Почему не утонул Александр Ткачев

Причины политического успеха нового министра сельского хозяйства

Прочные связи в Кремле помогли экс-губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву (назначен министром сельского хозяйства) упрочить свою власть, несмотря на несколько громких скандалов в крае. Его карьера хорошо отражает особенности созданной в последние 15 лет политической системы. Политическое долголетие главы региона зависит не столько от экономических достижений, управленческих успехов и умения наладить отношения с бизнесом, сколько от личных отношений с политическим руководством страны.

Ткачев, депутат Госдумы и известный в крае предприниматель, был избран губернатором в декабре 2000 г. За годы руководства краем он умело использовал природно-климатические и территориальные преимущества Кубани как крупного курортного и транзитного региона, проявил себя как весьма успешный лоббист. Глава Кубани воспроизвел общероссийскую вертикальную модель управления, подстраивая ее под патерналистские и патриархальные настроения жителей. Ткачев и его окружение переформатировали взаимоотношения между краевым и местным правящим классом, отмечает вице-президент ЦПТ Ростислав Туровский. Муниципалитеты утратили самостоятельность и встроились в вертикаль. Губернатор неоднократно отправлял в отставку глав районов и городов, их места занимали кандидаты из Краснодара, с внушительным преимуществом побеждавшие на внеочередных выборах. Ткачев научился играть на антимигрантских и антикавказских настроениях жителей. В августе 2012 г. он пообещал, что полиция и казаки «наведут порядок» с пребыванием мигрантов (в том числе жителей Северного Кавказа) и выдворят нарушителей местных правил поведения.

За годы руководства Ткачева Кубань отметилась преследованиями оппозиционеров и экологов и «правильным» голосованием, говорит политолог Александр Кынев. На выборах в Госдуму в декабре 2011 г. за «Единую Россию» в крае по разным округам проголосовало 53,6–58,1% (в среднем по России – 49,3%); в региональном заксобрании 95 депутатов из 100 – члены ЕР; на муниципальных выборах назначенные победителями кандидаты получали выше 80%. Многие наблюдатели и аналитики говорили о подтасовках и фальсификациях.

Ткачев сохранял политический и экономический баланс между ключевыми краевыми политическими и бизнес-группировками, умело лоббировал интересы своего окружения, одновременно избегая конфликтов с крупнейшими федеральными игроками. Экс-губернатор умеет работать с инвесторами, но привлекает их не за счет создания качественных институтов, а за счет личных обещаний и гарантий, отмечает регионовед Наталья Зубаревич. Выстроить отношения с Кремлем ему помогли политическое чутье и «фактор Бочарова Ручья», говорит Зубаревич: Ткачев имел возможность показаться первому лицу радушным и рачительным хозяином.

Его лоббистские способности и приток «олимпийских» денег стимулировали экономический рост. ВРП края вырос в 2001–2013 гг. в 9,1 раза (в среднем по России – в 7,5 раза).

Краснодарский край времен Ткачева – это еще и серия громких провалов и скандалов, которая вполне могла стоить губернатору кресла. Во время наводнения в августе 2002 г. погибли 62 человека и пострадали 8000 домов, в октябре 2010 г. – 17 жертв и 2000 домов. Последнее наводнение в Крымске (2012) и окрестностях унесло, по разным данным, жизни 164-172 человек, пострадили более 10 000 человек, были повреждены 12 000 домов. Крымское наводнение показало, что уроки прежних бедствий не учтены. Многих тогда возмутила реакция Ткачева: «А что, мы должны были по домам ходить»? Еще один скандал связан с расследованием серии убийств в станице Кущевская (2010 г.), которое выявило сращивание местной власти, правоохранителей и оргпреступности. Ткачев и тогда сумел выйти сухим из воды. «К сожалению, в той или иной степени такие банды есть в крае в каждом муниципалитете. Где-то больше, где-то меньше, но есть», – не слишком удачно выразился он в ноябре 2010 г.

На региональном уровне политическую судьбу Ткачева определил «фактор Бочарова Ручья». Однако на федеральном он будет иметь ограниченное значение, отмечает Зубаревич: здесь у Ткачева в этом отношении есть более сильные конкуренты.