Россия в центре нелюбви

Антипатия к российской политике достигла в мире максимума, а в самой России очень недовольны США и ЕС

Спустя год после начала обострения отношений России с Западом все явственнее очерчиваются контуры двух лагерей, напоминающих о временах холодной войны. Gallup регулярно измеряет, как жители 135 стран относятся к политике, проводимой руководством США, Китая, России, ЕС и Германии. По свежим данным, выше всего поддержка США. Их политику одобряют 45%. Уровень одобрения российской политики в мире достиг минимума за восемь лет (22%), а неодобрения – максимума (36%). В самой России неодобрение политики США выросло за год с 42 до 82%. Даже в Иране и Палестине симпатий к курсу США больше. Политику США активно не одобряют в Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Неодобрение руководства ЕС выросло в России с 26 до 70%. Российское руководство сильнее всего не любят в Норвегии (89%), Нидерландах и Финляндии (86%), Швейцарии (83%), Швеции (82%), Германии и на Украине (81%).

Симпатии и антипатии населения к курсу, проводимому страной, могут влиять на изменение госполитики в ее отношении, показывают Бенджамин Голдсмит из Сиднейского университета и Юсау Хориути из Дартмута. Задача политиков – максимально эффективно использовать настроения граждан. Самое заметное внешнеполитическое достижение России за последний год – активизация отношений с Китаем и Грецией. Но в обоих случаях Россию скорее используют в своих интересах, чем ищут в ней сильного союзника. Отношения с партнерами по Таможенному союзу, которые могли бы укрепиться в условиях антисанкций, обнаруживают серьезные внутренние противоречия.

Запад использует свою «мягкую силу» куда эффективнее. Если присоединение Украины к НАТО (вчера Петр Порошенко анонсировал референдум на этот счет) пока из разряда фантастики, сближение с альянсом сторонившихся его прежде Швеции и Финляндии за год стало реальностью. Нежелание Европы зависеть от российского газа подтолкнуло проекты в других странах. США успешно используют отмену санкций, чтобы притянуть в свою орбиту давнего союзника России, Кубу, и даже своего давнего врага, Иран. Это прекрасная иллюстрация связи госполитики с отношением граждан: три года назад, по данным Gallup, Иран считали врагом 32% американцев, а в феврале 2014 г. – только 16%. Если на роль врага просится кто-то другой, странно этим не воспользоваться.