Российский суперкомпьютер поможет немецкой науке

Поддерживать отечественных разработчиков лучше не импортозамещением, а лоббированием экспорта

Давным-давно, в другой жизни, когда Россия еще пыталась быть частью мирового сообщества, а не страной-изгоем, на открытии Олимпиады в Сочи был продемонстрирован олимпийский алфавит – имена и названия, с которыми мы хотели бы, чтобы ассоциировалась наша страна. Примечательно, что буква «к» у создателей ролика вызвала ассоциации с художником Василием Кандинским, а не с создателем автомата Калашникова, а на букву «в» миру был продемонстрирован не ватник, а вертолет Сикорского. Однако даже в условиях холодной войны со всем миром (и менее холодной – с Украиной) в России происходят события вопреки тренду, диктуемому информационной войной. На днях томская танцевальная группа «Юди» на шоу Britain’s Got Talent показала, что Россия вполне способна быть частью европейской массовой культуры, а не противопоставлять себя ей.

К событиям того же ряда можно отнести и новость о том, что российский производитель суперкомпьютеров «Т-платформы» выиграл конкурс и будет строить суперкомпьютер в немецком исследовательском центре города Юлих. Тут важна не сумма – 17 млн евро в российском торговом балансе погоды не сделают, – а то, что российские высокие технологии оказались востребованы в Европе вопреки всей геополитической логике. Но геополитика вмешаться в ситуацию все же попыталась. Один из европейских участников конкурса попытался через суд опротестовать его результаты, ссылаясь на то, что «Т-платформы» какое-то время находились под американскими санкциями, – но безуспешно.

Эта история – хороший ответ тем, кто жаждет обогатиться на госпрограммах импортозамещения: делать конкурентные продукты прекрасно можно и без государственных денег. Более того, неуклюжая господдержка может пойти во вред: ограничение конкуренции в пользу отечественных производителей может привести их к мысли, что достаточно сваять что-то «пусть плохенькое, но свое». Если государству в самом деле хочется поддержать отечественных разработчиков, можно делать это, например, лоббируя экспорт этих технологий, продвигая их продукцию за рубежом, финансируя зарубежных покупателей через экспортные агентства. Но для этого сначала придется остановить конфронтацию с внешним миром – она ставит под угрозу экспорт высотехнологичнойпродукции из России.