Прокурор Линч, не останавливайтесь!

Обозреватель FT Джон Гаппер уверен, что в расследовании коррупционных преступлений в FIFA США зашли не дальше, чем нужно

Представьте, что генпрокурор Швейцарии попросил нью-йоркскую полицию съездить на Парк-авеню и арестовать несколько высокопоставленных чиновников Главной лиги бейсбола. Если просьба об экстрадиции заполнена корректно, полицейские, скорее всего, выполнят ее. Но кто-то из ньюйоркцев возмутится: «А какое вообще дело Швейцарии до национального американского спорта?» Самый спорный момент в рейде полиции кантона Цюриха 27 мая в 6 утра в отель Baur Au Lac – в том, кто был его инициатором. Это Лоретта Линч, генпрокурор США. Америка еще раз показала, насколько длинные руки у ее юстиции?

И слава богу – вот что я вам на это скажу. Должен же был кто-то проявить решимость и разобраться с FIFA, несмотря на все попытки ее президента Йозефа Блаттера не допустить разрастания скандала. В Бруклине, где выдвинуты обвинения, в футбол играют в основном в парках и школьных дворах. Но Линч это не останавливает. Привычка американских судов и правоохранителей преследовать обвиняемых и за океаном часто раздражает. Но в случае FIFA и борьбы с коррупцией США правы. Когда международные организации становятся рассадниками взяток и откатов, на это нельзя закрывать глаза только потому, что преследовать их труднее, чем функционеров бейсбольной лиги.

FIFA и сама признает, что в ней происходит много сомнительного. Член FIFA, Конфедерация футбола Северной и Центральной Америки два года назад заподозрила, что ее бывший генсекретарь (а позже – осведомитель ФБР) Чак Блейзер и бывший президент Джек Уорнер могли присвоить миллионы долларов мошенническим путем. Но 79-летний Блаттер у власти как ни в чем не бывало и мобилизует сторонников, чтобы сегодня в пятый раз переизбраться на четырехлетний срок. «Фактор стресса сейчас немного сильнее, чем вчера, но [Блаттер] чувствует себя вполне спокойно, потому что знает, что не вовлечен в это дело», – сказал на брифинге после арестов его пресс-секретарь Вальтер де Грегорио.

Блаттер не должен уйти от ответственности. От возглавляет организацию, которая распределяет миллионы долларов между 209 своими членами и шестью конфедерациями. Блаттеру не удалось добиться, чтобы организация работала должным образом, не удалось оградить представителей FIFA от искушения брать взятки за решение, где проводить следующий футбольный чемпионат мира. До недавнего времени Блаттер мог не обращать внимания на скандалы. Как рассказывал на страницах FT Марк Пит из Университета Базеля, в 2012 г. предложивший реформировать FIFA, Швейцария для таких организаций «как пиратская гавань». Из-за крайне слабого регулирования она столь привлекательна, что ее выбрали для своих штаб-квартир 60 международных спортивных организаций, отмечал Пит.

С тех пор Швейцария ужесточила законодательство, чтобы бороться с коррупцией в международных организациях, и проводит расследование (независимо от США), чтобы выяснить, как Россия и Катар получили футбольные чемпионаты 2018 и 2022 гг. Во время рейда в Цюрихе были изъяты документы и на эту тему. Но в сравнении со Швейцарией американская традиция борьбы с международной преступностью старше, а делают это США куда энергичнее. Наиболее действенный закон – о коррупции за рубежом (1977 г.), который запрещает американским компаниям и, главное, компаниям, работающим в США, давать взятки чиновникам. На прошлой неделе BHP Billiton выплатила $25 млн штрафов за то, что оплатила расходы 176 чиновников и сотрудников госкомпаний из разных стран на посещение Олимпиады-2008 в Пекине. Другие страны давно возмущаются, что США присвоили себе функцию мирового полицейского. Но до них постепенно доходит, что это необходимо; более того, им самим нужно принимать больше усилий для борьбы с коррупцией. Благодаря странам, согласившимся двигаться в этом направлении, глобальные антикоррупционные стандарты и политика принуждения к их соблюдению ужесточились.

В деле FIFA американское правосудие зашло ровно настолько далеко, насколько требовалось. Блейзер жил в Нью-Йорке, туда наведывались подозреваемые из FIFA и их контрагенты из маркетинговых компаний. Став информатором ФБР, Блейзер, пишет New York Daily News, собрал доказательства обвинения, отправившись в Лондон со скрытым микрофоном, чтобы записать разговоры с чиновниками, посетившими Олимпиаду-2012. Швейцария в борьбе с коррупцией стала куда инициативнее, чем раньше. Но ее генпрокуратура выступила не с обвинениями, а с заявлением, что FIFA – «пострадавшая сторона» в этом деле. Формально с точки зрения швейцарского законодательства это действительно так. Но это заявление не помогает избавиться от ощущения, что Блаттер творил, что хотел.

К счастью, в США такой уровень комфорта для него невозможен. «Позвольте внести ясность: это не конец нашего расследования», – добавила Линч, озвучив обвинения в вымогательстве и отмывании денег. Да, футбол – не американская забава, но, пожалуйста, прокурор Линч, не останавливайтесь!

FT, 28.05.2015, Антон Осипов

Автор – обозреватель Financial Times