Почему Николая Толстых «ушли», а Йозефа Блаттера оставили

Мировому футболу грозит раскол, а российскому – долговая яма; надежда только на административный ресурс

Переизбрание действующего президента FIFA Йозефа Блаттера и досрочная отставка главы Российского футбольного союза (РФС) Николая Толстых произошли с интервалом всего в два дня. Оба события бурно обсуждались в прессе, выборы старого-нового главы FIFA проходили на фоне громкого коррупционного скандала, что не помешало Владимиру Путину поздравить Блаттера. Футбольные скандалы и острая ситуация внутри организаций не означают, что болезни FIFA и РФС вызваны общими причинами.

Президент Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) Мишель Платини призывал отложить выборы. Большинство европейских стран голосовали в первом туре за конкурента Блаттера, иорданского принца Али бен аль-Хусейна. Это отражает недовольство европейцев нынешней системой распределения доходов и прибылей. Поступления в бюджет FIFA в 2011–2014 гг. составили $5,7 млрд, из них $2 млрд – в 2014 г. По сравнению с предыдущим четырехлетием доходы выросли на $1,5 млрд (35,7%). Зато «заработала» FIFA в этом четырехлетии всего $338 млн, тогда как в 2007–2010 гг. – $631 млн. Европейцы недовольны, что все больше средств вкладывается в подготовку чемпионатов мира без должного анализа эффективности этих вложений. Суммарные расходы FIFA в 2014 г. превысили уровень 2010 г. в 1,8 раза ($1,96 млрд против $1,09 млрд). После чемпионата в Бразилии выяснилось, что часть стадионов будут невостребованными, другие требуют реконструкции из-за плохого качества строительства вследствие спешки. Принципы распределения и расходования резервного фонда FIFA, который вырос в 2010–2014 гг. с $1,28 млрд до $1,52 млрд, далеки от идеалов прозрачности.

Мнение ведущих футбольных держав Европы и UEFA снова проигнорировано, отмечает гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша. Возможен раскол между FIFA и Европой, говорит экс-президент РФС Вячеслав Колосков: Блаттеру не следует отмахиваться от недовольства европейских стран, надо начать с ними переговоры. Иначе UEFA и европейские страны могут потребовать пересмотра условий участия в соревнованиях под эгидой FIFA, а то и отказаться от участия в них (например, в Межконтинентальном кубке). В условиях, когда FIFA получает 43% доходов от продажи прав на телетрансляции игр и еще 29% – от маркетинга соревнований, этот аргумент может оказаться весомым. Нечто подобное было в начале 2000-х гг. в баскетболе, когда ведущие европейские клубы, национальные ассоциации и американская НБА отказались платить взносы в баскетбольный аналог FIFA – FIBA – и стали самостоятельно проводить наиболее прибыльные клубные турниры, в частности Лигу чемпионов.

В российском футболе иная ситуация: РФС в глубоком кризисе. Его долги на конец мая 2015 г. – 1,4 млрд руб. Кризис – следствие полуфеодальной системы управления и финансирования футбола. Благополучие клубов и сборной зависят не столько от качества игры и количества зрителей на трибунах и телезрителей, сколько от понимания социальной ответственности губернаторами и главами крупных коммерческих и государственных компаний. Экс-президент РФС Николай Толстых, избранный на этот пост в сентябре 2012 г., получил от своего предшественника Сергея Фурсенко крайне запущенное наследство. Но политической воли и господдержки для реформы системы управления отечественным футболом у бывшего игрока «Динамо» не хватило. Не было у него и достаточного административного ресурса, чтобы получить деньги на функционирование нынешней модели. Преемник Толстых, вероятно, станет согласованной кандидатурой государства и ключевых спонсоров ЧМ-2018 и не будет менять заведенных порядков. В этом случае его главным козырем станет возможность списания долгов РФС и привлечение спонсорских средств на крупные проекты.