Материалистический казус Геннадия Зюганова

Почему лидер КПРФ отказался подписывать законопроект о переносе думских выборов

На прошлой неделе взоры всего прогрессивного человечества были прикованы к Геннадию Зюганову, который, подобно былинному богатырю, в одиночку вел неравный бой с огнедышащим кремлевским Змеем Горынычем. После того как одни головы Змея придумали законопроект о переносе думских выборов, а другие его безропотно подписали, супостату оставалось уломать лишь вождя КПРФ, чтобы выдать свою придумку за единодушную инициативу всех народных избранников. Но несгибаемый красный богатырь не сдался и подпись свою драгоценную злому ворогу не отдал.

Доподлинно не известно, применялись ли в процессе убеждения Зюганова – по методике лихих 90-х – какие-нибудь электронагревательные приборы. Но некоторые другие сильнодействующие средства, если верить слухам, точно использовались – вплоть до угроз сместить председателя ЦК КПРФ с его поста и уполовинить фракцию в следующей Думе. А это для лидера парламентской партии, пожалуй, посильнее какого-нибудь утюга или паяльника.

Но Зюганову было за что бороться. Ведь проведение думских выборов в сентябре при неизбежном снижении активности ядерного электората КПРФ (как это уже происходит на региональных и муниципальных выборах), по оценкам экспертов, лишит партию как минимум 2–3% голосов. А это потери не только политические, но и финансовые – начиная с уменьшения госфинансирования (оно пропорционально абсолютному числу голосов, отданных за партию) и заканчивая депутатскими зарплатами, отчисления с которых вносят весомый вклад в партийную кассу.

И вот этим материалистическим подходом как раз и любопытен «казус Зюганова». Сколь бы прочным ни казался «посткрымский консенсус», которым сейчас так гордится Кремль, эта вроде бы монолитная конструкция ощутимо заколебалась, как только один из ключевых ее участников почувствовал реальную угрозу своим жизненно важным интересам. Понятно, что остановить или хотя бы затормозить процесс узаконивания переноса выборов коммунисты не смогут. Но, с другой стороны, очевидно, что Кремль очень хотел подать эту акцию как консолидированное мнение всей Думы, а Зюганов своим бунтом эти планы разрушил.

Есть, правда, мнение, что никакой это не бунт, а обычный спектакль по заранее написанному сценарию, авторы которого постарались и важный для Кремля вопрос относительно безболезненно решить, и светлому облику главного борца за народное счастье не навредить. Но в данном случае почему-то хочется верить в других, безымянных, авторов, сочинивших когда-то бессмертное «дедушка старый – ему все равно».