Греческая стратегия

Что стоит за решением греческого правительства вынести вопросы соглашения с кредиторами на общенациональный референдум

Избранная правительством Алексиса Ципраса переговорная стратегия «балансирования на грани» рассчитана на то, что либо у кредиторов, либо у греков не выдержат нервы. Судя по всему, не выдержали они у самого Ципраса.

Стороны перешли к обмену ультиматумами. В ночь на субботу, накануне встречи еврогруппы, где планировалось обсудить продление помощи Афинам еще на пять месяцев, Алексис Ципрас объявил о решении провести референдум по условиям кредиторов (вчера его поддержал парламент). Премьер также попросил кредиторов продлить действие программы помощи до референдума 5 июля, но собравшиеся в субботу на экстренную встречу министры финансов еврозоны отказались. Греция должна выплатить 1,5 млрд евро долга до 30 июня для продолжения программы поддержки – иначе дефолт.

Среди требований кредиторов, которые выносятся на референдум, повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2022 г., отмена субсидий малоимущим пенсионерам, льготного налогообложения для фермерских хозяйств и малоимущих жителей островов, сокращение расходов на оборону (на 400 млн евро), увеличение ставок НДС.

Решение о референдуме выглядит как отчаянный шаг. Во-первых, ответы вроде бы ясны. Во-вторых, как напомнила глава МВФ Кристин Лагард, на референдуме 5 июля будет идти речь о предложениях, срок которых истекает 30 июня. Во-вторых, 44-я статья греческой конституции запрещает выносить на референдум вопросы бюджетной политики.

Впрочем, исход референдума не вполне очевиден. Проведенные накануне объявления референдума опросы показывают, что большинство греков не только против ухода из еврозоны (69,7 против 28,9% по данным телеголосования в прошлый понедельник), но и за соглашение с Евросоюзом.

В создавшейся ситуации референдум, быть может, единственный выход для популистов «Сиризы». Партия Ципраса победила на выборах благодаря обещаниям договориться о снятии режима жесткой экономии, но на деле уже полгода ведет переговоры о его деталях. Перекладывая решение на «греческий народ», Ципрас снимает с себя ответственность за выполнение обещаний.

Будущее Греции в случае дефолта и выхода из еврозоны вызывает много вопросов. Можно сравнить греческие перспективы с аргентинским дефолтом 2001 г. Аргентина тоже задолжала огромную сумму международным кредиторам и много лет существовала в условиях жесткой экономии, но к середине 2000-х выкарабкалась за счет экспорта и выросшего спроса на сырье. Впрочем, страна так и не вышла на траекторию устойчивого роста. Греция же импортозависимая страна, небогатая природными ресурсами.

Считается, что успеха при переговорах «на грани» может достигнуть тот, кто убеждает собеседника в готовности действовать иррационально. Что стоит за решением греческого правительства о референдуме – безумие или его имитация, – покажет ближайшее будущее. Пока эта стратегия приносит определенные плоды. Вчера вечером совет управляющих ЕЦБ объявил о решении не останавливать программу выдачи греческим банкам экстренных кредитов, которые накануне было решено остановить.