Как Владимир Путин привлекает инвестиции, которые не может привлечь экономика

Жаль, что президент физически не может поужинать со всеми инвесторами

РФПИ получил обещание от Саудовского суверенного фонда инвестировать $10 млрд в Россию. Это очень большое соглашение даже для глобального финансового мира и тем более для России под санкциями. Повлияло личное общение Путина с саудитами на Петербургском форуме, рассказывал гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.

Западные страны перекрыли России приток капитала, мы сделали ставку на азиатских инвесторов и банки, но они тоже не спешат. И тут появляются инвесторы с Ближнего Востока. Путин всех переиграл? На форум в Петербург для встречи с ним приезжали не только восточные, но и крупные западные фонды (хоть и не афишируют это).

Проблема в том, что эти инвестиции – результат игры и умения одного человека. Это не инвестиции, привлеченные рыночной экономикой.

Иностранные крупные инвесторы любят Путина – он их очаровывает. Об этом мне говорили многие чиновники, и я сама увидела этих инвесторов, выходивших после ужина с Путиным в Петербурге в полной эйфории. Можно подумать, что эмоции для людей, управляющих миллиардами, не важны. Не надо преуменьшать их сентиментальность – они часто забирают меню такого ужина на память, делился со мной один из чиновников.

Путин работает с иностранными инвесторами примерно как со своими, из ближайшего окружения – Тимченко или Ковальчуками. Иностранцам он также в обмен на лояльность дает доступ к тому русскому миру, в котором все возможно: решения, которые для других тянутся годами, волшебным образом исполняются в срок, все пути открыты, чиновники, оказывающие давление, исчезают и т. п. В этом мире есть договоренности и доверие: если что-то пообещал лично Путин, все воплотится. С Путиным можно договориться, об этом знали инвесторы, работавшие с ним в Петербурге как с заместителем мэра по внешнеэкономическим связям; на новых это производит большое впечатление, объясняет один из инвесторов. Для этого и создавался РФПИ – по сути, Investment Relations – отдел Кремля.

Большинство российских инвесторов продолжают жить в другом русском мире. Здесь тоже все возможно, только со знаком минус: могут изымать собственность, нарушая все правила, могут выдать разрешение на строительство здания, а через два года признать его незаконным, могут посадить. Иностранные частные небольшие инвесторы в такой же ситуации. Все они тоже мечтают пробиться на встречу – с чиновниками, с губернаторами, с Путиным. Пока нет единого мира, живущего по единым законам, только это и может помочь. Жаль, что Путин физически не может поужинать со всеми инвесторами, – у нас бы мог улучшиться инвестклимат.

«Путин почти единственный президент, с которым инвесторам есть о чем поговорить, он феноменально хорошо разбирается в разных рынках, тот же Обама ничего не понимает в нашем бизнесе. Но Обама не подменяет систему свободного рынка, а Путин подменяет», – говорил мне один из участников встречи с президентом. Путин уже сам как целая система экономики. Но какой бы совершенной ни была эта система, она не заменит настоящую, которой, если верить Фридриху фон Хайеку, управляет тот, кто выше Путина.