Во что вложить последний юань

Спад, который переживает китайский фондовый рынок, обнажает противоречия экономической модели страны

Беспрецедентный спад, который переживает китайский фондовый рынок, обнажает противоречия китайской экономической модели. За последние три недели индексы упали на 30% (китайские компании потеряли почти $3 трлн капитализации). Китайские власти приняли экстраординарные меры для стабилизации ситуации: была предоставлена ликвидность брокерским компаниям, приостановлены IPO на 4 трлн юаней ($645 млрд), объявлено о создании стабфонда в 120 млрд юаней ($19 млрд). Но после краткой стабилизации в понедельник вчера рынок вновь падал: ключевой индекс SCI опустился еще на 3,2%.

Падение пришло на смену стремительному росту. 12 июня индексы достигли семилетнего максимума, за последний год рынок вырос на 150%. Резкий рост начался после того, как власти либерализовали условия спекулятивных сделок, ужесточив условия жилищного кредитования, чтобы сдуть пузырь на рынке недвижимости. Миллионы частных трейдеров (до 85% игроков) надули новый пузырь, который теперь сдувается, говорят экономисты. Это естественная корректировка, а вот нерыночная реакция властей вызывает вопросы.

Причины происходящего отражают основное противоречие китайской экономики, говорится в докладе Stratfor. Основа экономической политики китайских властей – стимулирование внутреннего спроса, когда китайцев побуждают не накапливать сбережения, а тратить их, создавая основу для роста экономики. Возможности вложений при этом ограничены недвижимостью и акциями. Поэтому пузырь на рынке недвижимости неизбежно оборачивается фондовым пузырем.

Государству крайне важно сохранить веру граждан в стабильность экономики, отсюда стремление не дать рынку упасть и в первую очередь поддержать непрофессиональных игроков. Но экстраординарные меры поддержки демонстрируют, что китайское руководство само не доверяет рынку. Китайский фондовый рынок отделен от глобального. Возможность для иностранцев покупать акции на Шанхайской бирже через Гонконгскую появилась только в конце прошлого года, и то с ограничениями.

Китаю хватит ресурсов обойтись без либерализации фондового рынка. Однако в условиях замедления роста экономики и поиска новых импульсов для ее развития (включая превращение юаня в одну из резервных валют) нынешний кризис – повод задуматься об ослаблении госрегулирования.