Как государство уценило CTC Media перед продажей

СТС может стать первой медиакомпанией, которая исполнит «закон о 20%»

CTC Media может стать первой медиакомпанией, которая поменяет акционера в ответ на новые требования российского законодательства. С 2016 г. нерезидентам запрещается владеть более чем 20% в компаниях – учредителях российских СМИ, а у CTC Media почти 75% в руках иностранцев – шведской Modern Times Group (MTG, 37,9%) и зарубежных инвестфондов (36%). И вот в понедельник CTC Media объявила, что эти 75% готов приобрести за $200 млн холдинг ЮТВ, принадлежащий Алишеру Усманову и его партнеру Ивану Таврину.

Чуть ранее доли в «Ведомостях» (33%) и Moscow Times (100%) продала финская группа Sanoma, но она начала искать покупателей на свои российские активы еще до того, как законодатели ограничили иностранцев в правах владения.

Предложение ЮТВ трудно назвать щедрым. Юрию Ковальчуку его пакет в CTC Media – 25,2% – обошелся два года назад в $1,1 млрд, т. е. вся компания была оценена тогда почти в $4,4 млрд. А сейчас ЮТВ оценивает ее всего в $267 млн – и тем не менее MTG готова обсуждать сделку. Предложение ЮТВ – единственное, а вовсе не продавать долю рискованно: можно остаться без актива.

Нельзя сказать, что уценка CTC Media – дело рук исключительно чиновников. Отчетность медиахолдинга за последние пару кварталов была слабой, канал СТС теряет долю в российской телеаудитории – все это влияло на котировки CTC Media, признавали аналитики. Но, бесспорно, государство внесло свою лепту: особенно резкий провал капитализации медиахолдинга случился как раз в сентябре – октябре 2014 г., когда Дума принимала поправки в закон «О СМИ», ограничивающие права иностранцев. За месяц с 16 сентября по 15 октября 2014 г. котировки CTC Media рухнули с $9,41 до $4,86 за акцию. А вчера к 18.30 мск акция стоила всего-навсего $1,9. Никто не видит смысла покупать бумагу, которая, весьма вероятно, до конца года уйдет с биржи.

Вся эта история как будто бы на руку Ковальчуку и Усманову: первый сохраняет долю в бизнесе (который мог бы быть закрыт), второй дешево покупает то, что могло бы стоить гораздо больше. Но гарантировать, что оба останутся «в плюсе», все-таки нельзя. Не факт, что CTC Media будет легко скрестить с ЮТВ (а речь идет о создании объединенной компании). Не факт, что стоимость CTC Media после сделки увеличится: рынок телерекламы по-прежнему мертвый, долю в зрительской аудитории СТС продолжает терять, не добавит компании стоимости и отказ от листинга на NASDAQ. Вдобавок она обещает отдать продающим акционерам все деньги, которые есть у нее на счетах, – это еще минус к ее стоимости. Поэтому, если Усманов с Тавриным или Ковальчук однажды решат выйти из компании, не известно, сколько они смогут выручить за свои доли.

Также не известно, впрочем, состоится ли вообще сделка с ЮТВ. Ведь если MTG решит повременить с выходом из CTC Media, то и поправки в закон «О СМИ», глядишь, смягчат. Ковальчук вхож в высокие кабинеты, и обитатели этих кабинетов могут не захотеть губить бизнес, в который он вложился. А выкупить доли MTG и фондов сам Ковальчук не может – ни за $200 млн, ни за $1, ни за две копейки. США и ЕС внесли его в санкционный список, так что инвесторы из этих стран не могут вести с ним никаких дел.