Порто-франко с российской спецификой

Как и когда заработает свободный порт Владивосток

Собственно, сомнения вызывает как раз то, что тот или иной рай для инвесторов обещается Россией регулярно, меняются только инструменты. Особые экономические зоны, территории опережающего развития, инноград «Сколково»... Новой Кремниевой долины как не было, так и нет, влияние особых зон на экономику регионов минимально. Тем не менее какая-то жизнь там есть, и бизнес бывает рад любым послаблениям.

Попытка создать режим свободного порта во Владивостоке заслуживает внимательного наблюдения. Президент Путин подписал закон «О свободном порте Владивосток», а также внес изменения в другие законодательные акты в связи с этим. Законы пока не опубликованы, но, судя по всему, мало отличаются от того, что принято Думой и Советом Федерации. Для России это достаточно серьезные новации: свободная таможенная зона, радикальные льготы по федеральным налогам. Территория свободного порта объединит 15 муниципалитетов, резидентам обещаны бесплатная инфраструктура, ускоренный возврат НДС, льгота по налогу на прибыль – 0% в федеральный бюджет и не более 5% в региональный в первые пять лет, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и на землю, снижение взносов во внебюджетные фонды с 30 до 7,6%. Иностранцам обещан безвизовый въезд на восемь дней. В общем, очередной рай.

Что еще вызывает сомнения. Сложная бюрократическая структура управления, состоящая из наблюдательного совета, уполномоченного федерального органа и управляющей компании, – везде много чиновников, все замыкается на вице-премьера. Предполагается также создание общественного совета свободного порта.

Бизнесу обещаны особые условия проверок – предполагается, что они будут редкими и в режиме одного окна. Однако придется соблюдать российские стандарты и регламенты, даже если речь идет о транзите грузов. С инфраструктурой сейчас в порту Владивостока не очень – он не готов к серьезному расширению деятельности ни с моря, ни с суши: бухта мелкая, причалов недостаточно, подъездных путей тоже. Соответственно, для обеспечения «взрывного роста» потребуется много денег или лет (или того и другого).

Экономист Владислав Иноземцев писал на этих страницах о недостаточной радикальности проекта, который не позволит порту конкурировать с другими логистическими центрами региона, а Приморью как месту инвестиций – с азиатскими странами. В нынешнем варианте речь идет о создании еще одной территории опережающего развития, которая, конечно, будет опережать многие другие российские территории, но не станет новым Сингапуром или Шэньчжэнем (такие сравнения любят российские чиновники).

Впрочем, российскому бизнесу и то хлеб. Льготы по налогам лучше госпрограмм и госинвестиций, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Дальнему Востоку, как и любому региону, нужна свобода в привлечении инвестиций – если ее станет чуть больше даже в рамках «выставочного» проекта, можно только порадоваться.