Санкт-Петербург против Страсбурга

Конституционный суд разрешил бюрократам не выполнять решения ЕСПЧ

Высшая судебная инстанция России, обязанная охранять дух и букву закона, допустила вчера возможность избирательного выполнения Россией законов и превратила право в инструмент решения сиюминутных политических задач. Вчерашнее решение Конституционного суда (КС), позволяющее не выполнять решения Страсбургского суда в случае их противоречия с отечественной Конституцией (подробнее – см. статью на стр. 03), – очень неприятный сигнал, индульгенция бюрократии на невыполнение законов по собственному усмотрению.

КС не разъяснил по существу, как избирательное выполнение решений Страсбургского суда соотносится с 15-й статьей Конституции, закрепляющей приоритет международных договоров над нормами российского права. Неясно также, как теперь выполнять 46-ю статью Конституции, которая гарантирует нашим соотечественникам право обращаться в международные суды, «если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Удивительно и другое: совсем недавно, 25 июня 2015 г., КС принял постановление по делу, связанному с налогообложением белорусского гражданина, работающего в России, где указал: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации <...> то применяются правила и нормы международных договоров». Получается, что договор с Белоруссией для КС важнее Европейской конвенции по правам человека, за исполнением которой следит ЕСПЧ.

Председатель КС Валерий Зорькин в статье «Предел уступчивости» утверждал, что международное право, в том числе и решения ЕСПЧ, действует в рамках, отведенных ему отечественными судами и законами.

«Пределом нашей уступчивости является защита нашего суверенитета, наших национальных институтов и наших национальных интересов», – писал Зорькин в «Российской газете». Теперь публицистическая статья стала буквой закона.

КС предоставил президенту, правительству и другим госорганам возможность не выполнять решения ЕСПЧ и создал прецедент с опасными последствиями. Единая процедура исполнения закона подменяется индивидуальным решением отдельного вопроса в зависимости от политической целесообразности и аппаратного веса заинтересованного ведомства.

Речь идет о возможном лишении россиян надежды на справедливость, восстановление их прав, нарушенных несправедливыми арестами, пытками, судебной волокитой. Это долгая и сложная процедура, не гарантирующая успеха, но многие готовы ждать правосудия годами. До 2014 г. в ЕСПЧ обратились 129 223 наших гражданина, в том числе «чернобыльцы», родственники погибших в Театральном центре на Дубровке в 2002 г. и в Беслане в 2004-м. ЕСПЧ принял решения по 1604 жалобам и удовлетворил 1503 из них. Понятно, что это раздражает российские власти. Вчера КС показал, что готов оформить это раздражение выходом России за пределы права.