Компартия Китая и власть над стихиями

Почему акции не повинуются директивам ЦК КПК

Провайдер фондовых индексов MSCI поступил милостиво по отношению к международным инвесторам, приняв в июне решение не включать китайские акции класса А в индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets. Буквально через пару дней эти акции, номинированные в юанях и торгующиеся на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах, достигли пика. После чего пузырь, приведший на рынок миллионы местных клерков, продавцов, бизнесменов (в мае было открыто более 14 млн брокерских счетов), начал стремительно сдуваться. Если бы не это решение MSCI, международным управляющим индексными фондами пришлось бы вкладывать деньги на падающем рынке.

Это, правда, могло бы в какой-то мере поддержать его (по оценке MSCI, через пассивные фонды могло прийти до $400 млрд). До обвала на частных трейдеров приходилось до 90% сделок на китайских биржах, зато на них катастрофически не хватает долгосрочных инвесторов; квота для иностранных институциональных инвесторов составляет $2,1 млрд в день. Теперь роль таких инвесторов приходится исполнять китайским властям. Что, как ни странно, не добавляет уверенности в успешном результате.

До недавних пор эксперты были убеждены, что у Пекина все под контролем. Ему удалось без значительных потерь провести экономику через мировой кризис 2008–2009 гг. Да, в последние годы рост ВВП замедляется, но это объективный процесс, а хорошо просчитанные стимулы и точечные решения позволят не допустить жесткой посадки, справиться с избытком инвестиций и долга и проч. Но обвал на фондовом рынке, где ratio главенствует далеко не всегда, а во время надувания и лопания пузыря и вовсе оказывается похоронено под эмоциями, достаточно жестко поставил под вопрос господствующее мнение о том, что Пекин всегда добивается поставленных целей. «Впервые появились признаки того, что что-то выходит из-под контроля. Подрыв доверия будет ощущаться еще какое-то время», – сказал недавно Ручир Шарма, директор по развивающимся рынкам Morgan Stanley Investment Management, добавив, что дальнейшее замедление Китая может и вовсе столкнуть мировую экономику в рецессию.

Финансовая поддержка фондового рынка, идущая от властей по разным каналам – напрямую от ЦБ в виде денег и снижения процентных ставок, в виде кредитов государственных банков государственной же China Securities Finance Corp (подразделение Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг), которая скупает акции и дает деньги брокерским компаниям для финансирования маржинального кредитования (которое и способствовало надуванию пузыря), – исчисляется уже сотнями миллиардов долларов. Она позволила остановить падение рынка примерно на две недели, но в понедельник индекс Shanghai Composite без всяких причин вдруг рухнул на 8,5%, что стало самым большим дневным падением за восемь лет. И управляющие, и частные инвесторы не могут не задаваться вопросом: способен ли рынок удержаться без поддержки чиновников. А те наверняка спрашивают себя, стоит ли тратить еще миллиарды, не имея представления о том, будет ли гарантирован результат. Акции ведь не повинуются директивам из ЦК КПК, тут гораздо большее значение имеет шкурный интерес маленького человека.