Невыборная кампания для оппозиции

Причины и следствия недопуска оппозиционных партий к региональным выборам

Итак, представители партий внесистемной оппозиции не допущены к региональным выборам. Демократическая коалиция под брендом «РПР-Парнас» не допущена во всех трех регионах, где планировала участвовать: в Магаданской, Костромской и Новосибирской области. В Калужской области коалиция сама снялась, обнаружив большое количество фальшивых подписей, собранных «токсичными» сборщиками. Партия «Гражданская инициатива» не допущена в обеих областях, где планировала выдвигаться, – Магаданской и Калужской.

Понятно, что власть беспокоится о контроле над общественными и политическими процессами – тем более в ситуации прогрессирующего экономического кризиса, дна которого даже еще не видно. Власти догадываются, что через год-два у оппозиции будет гораздо больше тем для разговора с обществом. В этой ситуации даже «управляемая» или «суверенная» демократия, вероятно, признана кремлевским политическим менеджментом слишком дорогой и рискованной вольностью. Легко себе представить также некую новую торговлю между региональными элитами и администрацией президента: дефицит ресурсов бьет прежде всего по регионам, они обязаны выполнять спущенные Кремлем социальные планы в условиях падения доходов – в качестве платы за это губернаторы просят избавить их от ненужных волнений на выборах.

Можно предположить, что Кремлю в ситуации кризиса нужен более жесткий контроль на местах: попадание оппозиционеров в законодательные собрания может быть опасно в случае усиления социальных противоречий; у граждан появятся какие-то рычаги воздействия на власть. Этот мирный политический инструмент пугает, так как власть разучилась им пользоваться.

Политолог Екатерина Шульман считает, что специального заказа на недопуск оппозиции нет: система сама работает на минимизацию рисков. За недопуск местным властям ничего не будет, а вот допуск должен быть санкционирован наверху. Система находится в состоянии стресса из-за кризиса, мы наблюдаем процессы самосохранения власти в условиях снижения ресурсной базы.

Оппозиции недопуск к выборам несет следующие плюсы: она получает общественное внимание и тренирует сторонников. Без позитивного результата постоянно поддерживать активность сторонников сложно, но от разочарования спасает общая политическая турбулентность. Ситуация все время меняется, меняются задачи и условия – это не даст заскучать ни участникам, ни наблюдателям выборного процесса. Даже с выборами в Госдуму через год может произойти еще что-нибудь, кроме переноса даты. Впрочем, при таком манипулировании выборами, какое происходит в России, главное происходит не на выборах, а после. Так было в России в 2011 г. Так было и во многих других случаях контролируемых кампаний в авторитарных странах.

Минимальный опыт побед и работы во власти потенциально снижает узнаваемость и популярность оппозиции для избирателя. С другой стороны, набрать профессиональные политические очки в нынешней системе невозможно – выборы не являются политическим лифтом. Зато оппозиция сохраняет моральный авторитет, который бывает востребован как раз в кризис.