Простые истины Рамзана Кадырова

Новая инициатива главы Чечни как зеркало всеобщего стремления к упрощению

Рамзан Кадыров выступил на прошлой неделе с очередной зажигательной инициативой. Зажигательная она, конечно, в переносном смысле (в отличие от нашумевшего предложения сносить дома семей террористов, за которым последовали реальные поджоги), но от того не менее значимая для современной России.

10 августа глава Чечни сообщил о начале кампании по борьбе с нарушителями правил дорожного движения, которые, по его мнению, «представляют обществу такую же угрозу, как террористы». Отныне штраф за нарушение ПДД в Чечне должен быть оплачен в течение часа, в противном случае машина нарушителя доставляется на штрафстоянку. Если же квитанция об оплате штрафа не будет представлена в течение суток, автомобиль выставляется на продажу.

С одной стороны, не нужно быть юристом, чтобы понять, что ничего общего с Конституцией и российскими законами эта инициатива генерал-майора полиции Кадырова не имеет. Как, собственно, и идея сносить дома террористов, так что в этом смысле он весьма последователен. Но с другой – вряд ли стоит сомневаться и в том, что эта мера действительно сработает, по крайней мере в специфических условиях нынешней Чечни. Более того, легко предположить, что автомобильную инициативу Кадырова горячо поддержат многие россияне, считающие предложенный им подход простым и эффективным.

И в этом-то как раз и есть главная проблема. Простые решения, даже если они не вполне законны, зачастую более эффективны – ну или кажутся таковыми на первый взгляд. Проще обозвать все НКО с зарубежным финансированием иностранными агентами, нежели разбираться, кто из них на самом деле работает на «мировую закулису». Проще запретить иностранцам усыновлять российских детей, чем дотошно разбираться, для кого из сирот это равносильно смертному приговору. Проще отказать в регистрации оппозиционной партии, нежели потом пытаться победить ее в честной предвыборной борьбе.

Неудивительно, что и граждане тоже прибегают к таким «простым» решениям все чаще. Вломиться на музыкальный фестиваль, звуки которого якобы мешают богослужению, куда легче, чем договориться с его организаторами по-хорошему. А разгромить выставку авангардистов в Манеже, якобы оскорбляющую чувства верующих, намного проще, чем доказывать факт такого оскорбления в суде.

Но тогда, наверное, не стоит удивляться, если разочарованные в законных способах смены власти оппозиционеры тоже однажды придумают что-то попроще.