Как правильно определить «плохие» деньги

Российская правоохранительная система ищет идеал контроля

Российская бюрократия стремится решить одновременно две задачи – расширить сферу контроля и минимизировать собственные усилия. Очередные поправки о правилах работы НКО – иностранных агентов сегодня будут рассмотрены на правительственной комиссии.

«Агентов» хотят обязать заявлять о своем статусе до регистрации или в момент регистрации. Если российская организация получала деньги или материальные ценности из-за границы, она обязана сообщить об этом НКО, с которыми сотрудничает, – эти НКО тоже могут быть признаны «агентами». НКО обязаны сообщать о мероприятиях по программам сотрудничества с иностранными жертвователями через три дня после их подписания. Это тяжело исполнить технически и, по мнению члена президентского Совета по правам человека Павла Чикова, облегчит применение карательных мер против «агентов».

Поправки разрабатывались давно, но оказались согласованы только с силовыми ведомствами. Естественно, что они вводят новые ограничения и возможности контроля, дополняя кейс «иностранных агентов» как общий для российской правоохранительной системы.

В данном случае система пытается маркировать деньги, которые являются инструментом для любого экономического агента. «Третий сектор» проводит семинары для гражданских и экологических активистов, покупает оргтехнику и защитные костюмы для добровольцев, занятых тушением пожаров. Да, можно допустить, что с помощью денег условная спецслужба другой страны реализует свои операции в нашей. Нормальный ответ на это – агентурная работа нашей спецслужбы по выявлению шпионажа. Ненормальный – попытка бесконечного (ибо цель недостижима) переписывания законов с целью максимально точно определить признаки «плохих» денег. То же самое происходит в других сферах: ведутся напряженные поиски «плохого» интернета, «плохой» еды, «плохой» информации в СМИ и т. д.

Силовая бюрократия стремится показать результат не повышением качества работы, а благодаря новым регламентам, расширяющим сферу надзора и объем отчетности контролируемых. Это сужение границ для общества предполагает, что границы будет переступать все больше людей. Оно же стимулирует граждан ничего не делать, сидеть дома и не совать нос на улицу – это важный политический эффект для власти. Но не важный экономический – для силовиков: им придется придумывать новое сужение границ. Ждем «плохого» ЖКХ, «плохих» врачей и учителей, «плохой» одежды и «плохого» словоупотребления.-