Внутрисистемный контролер или кадровый резерв

Задача ОНФ – нарастить влияние и подготовить новые кадры для фракции власти в парламенте

Где сегодня проходит линия Общероссийского народного фронта? В последнее время при публичном участии президента Путина за ОНФ закрепилась роль внутрисистемного контролера.

Поначалу контроль был нацелен главным образом на госзакупки в регионах, что привело к конфликтам с губернаторами (ОНФ даже может ставить себе в заслугу увольнение некоторых из них). Похоже, впрочем, что острая фаза этого противоборства позади; Кремль дал понять губернаторам, что с ОНФ надо работать, и дал понять ОНФ, что губернаторов надо перестать прессовать – они отвечают за стабильность и электоральные результаты на местах. Сейчас ОНФ больше выступает по системным социальным проблемам – проведены форумы по образованию и здравоохранению, нещадно критикуется работа соответствующих министерств. Модерирующий дискуссию Путин министров не сдает, а лишь обещает корректировку реформ.

Нельзя сказать, что полностью лишена смысла идея внутрисистемного контролера, отчасти похожего на советский народный контроль – об этой параллели напоминает политолог Алексей Макаркин. В обществе есть спрос на альтернативную силу, которая помогла бы справиться с произволом местных властей и полиции, отстоять застраиваемый парк или вернуть исчезнувший маршрут автобуса. При возникновении таких конфликтов граждане вспоминают об оппозиции, но многие ее боятся – запуганы телепередачами. Отсюда, вероятно, существующий спрос на неполитизированную силу добра.

Понятно, что ОНФ – это попытка сделать политиков и чиновников подотчетными в системе, которая не терпит подлинной подотчетности, поскольку не принимает конкурентности и выборности властей.

Это попытка отнять часть повестки дня у Алексея Навального и других независимых политиков. Такого рода полумеры вполне способны создавать иллюзию контроля над коррупцией и произволом, но не способны обеспечить контроль как таковой. Ни человек, ни группа людей не могут сами себя контролировать.

Созданный в 2011 г. ОНФ воспринимался сразу как дублер «Единой России» – на случай падения популярности последней. Окончательно от этой идеи Кремль не отказывается: в понедельник федеральные СМИ и прокремлевские политологи сообщили, что рейтинги ОНФ и «Единой России» (ЕР) сравнялись. Правда, сравнивались данные двух абсолютно разных опросов «Левада-центра»: об узнаваемости ОНФ и об электоральных предпочтениях граждан.

В первом случае положительно отнеслись к деятельности ОНФ 60% от числа тех, кто что-то о нем слышал (54% от всех опрошенных), во втором сказал, что будет голосовать за ЕР, 61% от числа тех, кто пойдет на выборы (50% всех опрошенных). Первая оценка намного менее ответственна, чем вторая, выбор в первом случае из трех вариантов, во втором – из 12. Ведущий социолог «Левада-центра» Денис Волков говорит, что сравнение этих данных абсолютно некорректно.

Однако это нужно фронту или курирующим его структурам в администрации президента, поскольку общей целью развития ОНФ является рост влияния. А уж как его применить – зависит от ситуации. ОНФ в целом и его конкретные представители получают паблисити, которое пригодится на выборах в Госдуму, куда они пойдут в том числе по спискам ЕР, от которой решено не отказываться, но хорошенько обновить фракцию в Думе.