Почему Volkswagen Group возглавил Маттиас Мюллер

Старожил VW должен провести компанию через самый тяжелый в ее истории кризис

Маттиас Мюллер однажды пошутил, что он слишком стар, чтобы возглавить Volkswagen. Но карты разложились так, что именно босс Porsche, 62-летний ветеран Volkswagen Group Мюллер стал новым гендиректором группы. Хотя еще на прошлой неделе казалось, что контракт с Мартином Винтеркорном, возглавлявшим VW Group c 2007 г., будет без проблем продлен: ведь под его началом VW превратилась в крупнейшего автопроизводителя на планете, показав в 2014 г. рекордную прибыль – 12,4 млрд евро. Но вместо этого на очередном заседании наблюдательного совета VW Group, состоявшемся 25 сентября, Винтеркорн был отправлен в отставку, а на его место назначен Мюллер.

Причина – фантасмагорический провал топ-менеджмента VW Group: выяснилось, что компания годами фальсифицировала экологические показатели своих дизельных автомобилей; под подозрением оказались миллионы выпущенных VW Group машин, и теперь только в США компании грозит правительственный штраф в $18 млрд. За неделю капитализация группы рухнула более чем на 20 млрд евро, компании предстоят серьезные судебные разбирательства в США и, возможно, в других странах, и в этих условиях наблюдательному совету компании ничего не оставалось, как уволить своего гендиректора и назначить нового.

Лучшим кандидатом совету показался Мюллер – ветеран компании, начавший работать в Audi еще в 70-е гг., а до того, как возглавить Porshe, отвечавший в Volkswagen за разработку новых продуктов. В Porsche Мюллер пришел в 2010 г., сменив харизматичного Винделина Видекинга, ставленника одного из главных акционеров Porsche и Volkswagen – Вольфганга Порше. В корпоративной войне двух главных акционеров Порше проиграл своему кузену, председателю наблюдательного совета VW Group Фердинанду Пьеху – и Видекинг был смещен, а на его место Пьех продвинул Мюллера.

После чего марка Porsche была поглощена VW Group, но под руководством Мюллера доходы Porsche выросли на две трети, и в этом году марка должна достичь продаж в 200 000 автомобилей – на три года раньше первоначально запланированного срока. Этой весной Пьех попытался сместить Винтеркорна с поста гендиректора группы и поставить на его место Мюллера, но эта попытка встретила резкое недовольство других акционеров VW Group, и в результате всех своих должностей в группе лишился Пьех. И вот спустя всего несколько месяцев Мюллер оказался во главе VW Group.

Но вряд ли патриарх VW Group может торжествовать – в результате дизельного скандала капитализация группы упала на треть, и лично Пьех на этом потерял десятки миллионов евро. Перед Мюллером стоит тяжелейшая задача: полностью реформировать управленческую структуру группы, оказавшуюся совершенно недееспособной, раз она допустила возникновение подобного кризиса, а затем кропотливо восстанавливать репутацию VW.

Это будет крайне непросто (только в США, по данным Automotive News, уголовные дела против VW уже завели 25 прокуроров штатов из 50), и не факт, что у Мюллера получится. Тем более что ветеран VW Group будет восприниматься многими как человек, изначально замешанный в скандале. Но если Мюллер не добьется успеха, то у акционеров VW есть как минимум один запасной вариант – нынешний глава марки Volkswagen Герберт Дисс, который пришел в группу из BMW только в июле этого года. Некоторые аналитики полагали, что Дисс должен возглавить VW Group уже сейчас, как топ-менеджер, совершенно точно не замешанный в дизельном скандале, уходящем корнями в 2009 г., и не успевший обрасти личными связями в VW Group. Но Volkswagen все-таки семейная компания, и здесь предпочитают делать ставку на своих, проверенных людей (в новейшей истории группы был лишь один период, когда руководство доверили варягу: Берндт Пишетсридер продержался во главе Volkswagen лишь два года, а сменил его в 2007 г. как раз Винтеркорн).

Работа Мюллеру предстоит очень тяжелая, и пожелаем ему успеха: болезнь такого крупного зверя, как VW Group, способна заразить весь европейский автопром, и не только.