Решение еще не принято, но клиент уже готов

Российское правительство агитирует за повышение пенсионного возраста

Дискуссия в правительстве о повышении пенсионного возраста – своего рода российское медийное ноу-хау. Эта мера экономически неизбежна, но политически опасна. В идеальной ситуации нужно было бы принять взвешенное решение и придумать, как его правильно подать, также потребовалось бы просчитать политические издержки и постараться минимизировать их или принять. Что происходит в России?

Принять решение по такому опасному вопросу может только президент. Министры экономического блока регулярно публично призывают пенсионный возраст повысить. Министр финансов Антон Силуанов говорит, что пенсионный возраст надо повышать срочно; его подчиненные уточняют: нужно повышать с 2016 г. на полгода в год. Министр экономического развития Алексей Улюкаев называет идею интересной и разумной.

Министры социального блока, напротив, публично обещают этого не делать. Министр труда Максим Топилин говорит, что повышение пенсионного возраста возможно «в перспективе», но не в ближайшие год или два. А социальный вице-премьер Ольга Голодец увеличивает эту перспективу до 3–4 лет.

То есть решение не принято, но пиар уже идет вовсю. Дискуссия показывает, что решение все время откладывается, но одновременно усиливает для законопослушного работника уровень неопределенности в его будущем. Раз они обсуждают – наверное, когда-то примут, привыкает думать работник. А раз договориться не могут, вообще может получиться нехорошо, думает он. Да и когда хорошо-то было?

Таким образом, российские министры занимаются позитивным пиаром еще не принятого решения. Да, когда оно будет принято, с экономической точки зрения будет уже поздно, издержки сильно вырастут, все будет работать кое-как, денег все равно будет не хватать и т. д. Зато граждане уже привыкли, и вроде как ответственности меньше.

Несмотря на повышение средней пенсии с 7476 руб. в 2010 г. до 10 786 руб. в 2014 г., коэффициент замещения зарплаты снизился с 35,7 до 33,2%. Покупательная способность пенсий и зарплат снижается из-за быстрого роста цен на продовольствие и другие товары. Обходиться замораживанием пенсионных накоплений долго не удастся. Число работников, платящих пенсионные взносы, и пенсионеров сравняется к 2029–2032 гг., выбирать к этому времени придется между резким повышением пенсионного возраста и крайне низкой пенсией, отмечает Оксана Синявская из НИУ ВШЭ. Не исключено, что власти оттягивают окончательное решение до 2018 г., когда пройдут президентские выборы. Но к этому моменту время может быть упущено.