У государства появился стимул продавать частоты

Первый аукцион показал, что бизнес готов щедро платить

У государства наконец-то появился стимул делиться с бизнесом одним из своих ресурсов – радиочастотами. Первый частотный аукцион, длившийся пятеро суток и завершившийся на днях, принес в российский бюджет 6,3 млрд руб. – сумму не то чтобы гигантскую, но все же в шесть раз превышающую стартовую цену (1,03 млрд руб.). Начало положено.

Приоритетное право использовать частоты всегда закреплялось, как легко догадаться, за военными. За ними было зарезервировано около 33% всего российского спектра, еще около 60% частот считалось «в совместном пользовании» – де-факто же ими распоряжались «спецпотребители». Частным операторам связи оставалось всего ничего – около 7%. Многолетние разговоры о конверсии частот ни к чему не приводили – у Минобороны не было никакого интереса делиться спектром с операторами, а у правительства – никакой мотивации подталкивать Минобороны.

Но – не было бы счастья, да несчастье помогло. Сейчас, когда российское правительство погружено в тяжкие думы, как бы не выпустить дефицит бюджета за рамки 3% ВВП, его должен радовать каждый лишний миллиард, поступающий в бюджет. Добыть этот миллиард, как показывает практика, непросто. Вот хотел Минфин повысить НДПИ нефтяным компаниям – не вышло: у тех оказалось множество важных аргументов против. Теперь чиновники думают увеличить НДПИ для «Газпрома» и отменить запланированное снижение пошлин на экспорт нефти – но взамен нефтегазовые компании просят разрешить им платить меньше дивидендов. Итоговый выигрыш для бюджета получается опять-таки не очень значительный.

В этой ситуации возможность взять деньги за частоты как нельзя более кстати. Например, в Самарской области, где исторически была высокая конкуренция и частоты были в особенном дефиците, цена лота выросла на порядок – со стартовых 101,2 млн руб. до 1,08 млрд руб. В итоге их выкупил «Т2 РТК холдинг» – четвертый федеральный оператор мобильной связи, созданный «Ростелекомом» и акционерами «Tele2 России» (в том числе банком ВТБ, готовым финансировать развитие компании). Не поскупился и «Вымпелком» – из всех участников аукциона он заплатил наибольшую сумму (2,02 млрд руб.), при том что лидером по количеству выигранных лотов оказалась МТС.

В телекоммуникационной отрасли принято говорить, что частот много не бывает. Чем шире полоса, имеющаяся в распоряжении оператора связи, тем более качественную услугу он может предоставить абоненту. Качество в современном понимании – это в первую очередь скорость загрузки веб-страниц на мобильных устройствах; так вот, чем больше у оператора частот, тем выше эта скорость и тем больше абонентов, одновременно находящихся в одном и том же месте, могут входить в интернет на такой скорости. Многие уже стали забывать, что такое конкуренция, но вот мобильные операторы это пока помнят (отрасль все еще по преимуществу частная), потому качество услуг для них – это не фигура речи, а очень практическая вещь, измеряемая в количестве ушедших (или перешедших к нему) абонентов.

Может быть, в условиях бюджетного дефицита качество связи у нас начнет стремительно налаживаться?