Спаситель конкуренции Владислав Филев

Почему совладелец «Сибири» решил помешать ликвидации «Трансаэро»

Совладелец пока еще третьей по величине авиакомпании в России – «Сибири» (работает под брендом S7) Владислав Филев на прошлой неделе взорвал рынок. Он решил купить контрольный пакет акций вроде бы уверенно идущей к банкротству и ликвидации «Трансаэро» – пока еще авиакомпании № 2 в России. О сделке стало известно вечером 20 октября. На следующее утро Росавиация объявила: сертификат «Трансаэро» аннулируется с 26 октября. Власти отозвали у компании допуски на все международные маршруты, передав более трети из них «Аэрофлоту».

Выглядело все так, как будто империя нанесла ответный удар. Ведь формально делами «Трансаэро» до этого занималось государство. Не зря всю оставшуюся неделю чиновники оправдывались – знать не знали ни о каком плане спасения.

Филева эти разговоры, похоже, не смущают. В интервью газете «Коммерсантъ» он заявил, что от сделки не отступится: «На чаше весов – останется конкуренция в банковском и авиационном секторе или нет». Из слов Филева выходит, что сделку инициировал он сам. «Аэрофлот» пытается убрать всех с рынка и остаться один. В то же время Сбербанк, банкротя «Трансаэро», точно так же убирает своих конкурентов среди мелких банков, – цитирует газета Филева. – Потому что для большого числа банков банкротство «Трансаэро» – непосильная задача и, по сути, означает их смерть». Резюме простое: «мы вместе делаем страну, в которой потом сами не захотим жить», нужно дать государству сигнал – тенденция последних лет на укрупнение бизнеса порочна.

Филев уверяет, что в его позиции «нет бизнес-логики». Может, на сей раз и так. Хотя вся его история говорит об обратном. В 1998 г. Филев вместе с супругой Натальей купил контрольный пакет акций скромной региональной компании «Сибирь». Спустя несколько лет благодаря череде поглощений, в том числе «Внуковских авиалиний» и активов «Домодедовских авиалиний», «Сибирь» стала вторым игроком на рынке. «Сибирь» практически никогда не занималась поглощениями в классическом смысле слова. Мы выступали санитарами леса – брались за кризисные ситуации», – говорил Филев «Ведомостям» в 2004 г. В 2009 г. в кризисную ситуацию попала сама «Сибирь». Ее чистый долг превысил 10 млрд руб., платить кредиторам было нечем. Филевы заложили все и перекредитовались в Альфа-банке. А уже по итогам 2014 г. чистый долг компании стал отрицательным – минус 1,3 млрд руб. Понятно, что для Филева спасение «Трансаэро» – шанс выйти на новый уровень. Но также очевидно, что он единственный в России может справиться с проблемой. Государству не стоит разбрасываться такими шансами.