На что надеется Ford Sollers

Американцы сделали ставку на рост уровня локализации производства

С середины ноября конвейеры двух основных автозаводов Ford Sollers – во Всеволожске (Ленинградская обл.) и Набережных Челнах (Татарстан) остановятся почти на два месяца (с учетом новогодних каникул). Третья сборочная площадка совместного предприятия, расположенная в Елабуге (Татарстан), не будет выпускать машины примерно месяц.

«В Америке маржа с автомобиля – это одно из ключевых понятий, которое вообще движет этим бизнесом», – говорил в июльском интервью «Ведомостям» Тед Каннис, четыре года проработавший президентом Ford Sollers. Компания выпускает столько, сколько требуется рынку, а он в России продолжает сокращаться. В январе – сентябре 2015 г. в России было продано 1,19 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, это на 33% меньше аналогичного периода 2014 г. Продажи Ford упали еще больше – на 41% до 26 546 шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Остановка заводских конвейеров, сокращение смен и численности сотрудников стали обычным явлением. Но на такой длительный срок, как в случае с Ford Sollers, российские заводы, выпускающие легковые машины, в 2015 г. не останавливались. К примеру, на калужском «ПСМА рус» седаны не производились с апреля по август, но простой на линии кроссоверов был значительно короче.

Может ли Ford последовать примеру другого американского автоконцерна – General Motors (GM), которая весной 2015 г. объявила о консервации завода в Петербурге и желании сконцентрироваться на продаже в России только премиальных машин?

Возможность сворачивания производства Ford в России рассматривалась наряду с другими вариантами в начале года на фоне обрушения курса рубля и продаж машин, но в итоге была отвергнута, рассказывал человек, близкий к компании. Компания уже слишком много инвестировала в локализацию, чтобы останавливаться на полпути, а сам рынок имеет хорошие долгосрочные перспективы, объяснял он. Весной в доказательство своих намерений Ford получил управленческий контроль в СП, обеспечив ему дополнительное финансирование. Сумма не раскрывается, но ранее общие инвестиции в проекты Ford Sollers оценивались в $1,5 млрд. Уровень локализации машин Ford, выпускаемых в России, – около 40%, и этот показатель продолжает расти, снижая валютные риски компании. Осенью 2015 г. в рамках соглашения о промсборке Ford Sollers запустил завод двигателей, которыми будет комплектоваться треть локально производимых автомобилей. Для сравнения: GM вложила в строительство российского завода примерно $300 млн, а уровень локализации ее машин составлял около 20%.

В августе Ford Sollers удивил рынок 18%-ным ростом продаж на фоне 19%-ного падения общих продаж автомобилей в стране. Лучше рынка марка себя чувствовала и в сентябре. Ford Sollers не практикует агрессивную ценовую политику, но совместное предприятие обновляет и расширяет модельный ряд выпускаемых машин. Одна из локализованных новинок – Fiesta – как раз помогла росту продаж в августе.