Зачем возвращается скрытое патрулирование

Государство переходит от профилактики к наказанию злостных нарушителей

Государство меняет принципы работы дорожной полиции. На магистрали и улицы городов вернутся ликвидированные в феврале 2010 г. скрытые патрули, которые будут контролировать соблюдение правил движения в машинах без специальной окраски и сигналов, но с системой видеофиксации. В Москве 30 экипажей «полицейских под прикрытием» уже начали свою работу, сообщил начальник столичного ГУВД Анатолий Якунин. Скрытое патрулирование поможет эффективно выявлять лихачей и немедленно задерживать нарушителей правил, объясняют руководители полиции, поскольку бороться с агрессивным вождением обычными методами очень сложно. Заместитель министра внутренних дел Виктор Кирьянов и министр внутренних дел Владимир Колокольцев ссылаются на опыт Германии, где инспектора в штатском работают на большинстве магистралей.

Подобные меры борьбы с любителями быстрой езды действуют и во Франции, но там машины жандармерии без специальных опознавательных знаков (voitures banalisees) с радарами для измерения скорости не преследуют лихачей, а фиксируют факт нарушения и отправляют уведомление о штрафе по месту жительства владельца авто.

Вопрос в целеполагании (профилактика или наказание на месте) и эффективности предложенных мер. Авторы инициативы надеются, что скрытые патрули повысят дисциплину на дорогах. Но если говорить о профилактике, не меньшего эффекта можно достичь установкой большего числа камер или более активной работой обычных экипажей ДПС. В 2010 г., когда в МВД решили отменить скрытое патрулирование, это мотивировали тем, что главное в работе ГАИ – не отлов гонщиков, а профилактика нарушений.

Возвращение скрытых патрулей может означать, что у государства изменились приоритеты. Возможно, руководство МВД стремится наполнить бюджет и заставить платить тех, кто игнорирует штрафы, пришедшие по почте. Не исключено, что мера направлена против стритрейсеров и тех, кто затрудняет опознание автомобилей, завешивая номера или заклеивая их специальной пленкой. Но если цель – борьба с дорожными хулиганами, то 30 экипажей могут «прикрыть» лишь небольшую часть столицы, наиболее напряженные магистрали, где автомобили двигаются с высокой скоростью и отмечались крупные ДТП с тяжелыми последствиями, отмечают бывшие сотрудники ГАИ. Возможно, главная задача этих экипажей – снизить аварийность на «правительственных» трассах.

Для снижения аварийности на дорогах и наказания лихачей государству, вероятно, следовало бы использовать другие методы – в частности, материально стимулировать граждан сообщать о нарушителях, предоставлять в ГАИ данные видеорегистраторов, считает председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. Еще в апреле 2013 г. Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту разработать меры ответственности за неосторожное и агрессивное вождение. Законопроект залежался в Госдуме, но теперь его могут принять в ускоренном порядке.