Как Marriott International будет развиваться в России, поглотив Starwood

Билл Марриотт-младший должен придать компании дополнительное ускорение

Билл Марриотт-младший торжествует: его компания Marriott International купила одного из главных своих конкурентов – сеть Starwood Hotels & Resorts. В результате поглощения стоимостью $12,2 млрд появится крупнейшая в мире по количеству номеров гостиничная сеть: 5500 отелей под управлением (или по франшизе) общим объемом 1,1 млн номеров. «Мы конкурировали со Starwood на протяжении десятилетий, восхищаясь ими, – заявил 83-летний патриарх мировой гостиничной индустрии. – Я счастлив принять Starwood в семью Marriott».

Marriott не была единственным претендентом на Starwood: на покупку этой сети претендовал и другой гигант гостиничной индустрии – Hyatt Hotels. Но выиграла Marriott, предложив премию в размере 16,5% к цене акций Starwood на конец октября. Кажется, акционеры Starwood приняли решение избавиться от этого своего актива и начали поиск покупателя еще в прошлом году (таймшеринговый бизнес был продан ранее в этом году группе Interval Leisure), это привело к проблемам в управлении (гендиректор компании оставил свой пост в феврале, вместо него был назначен лишь и. о.) и финансовым потерям: WSJ указывает, что продажи Starwood падают восемь кварталов подряд, а доход на номер – два квартала подряд.

Для Marriott сделка выглядит вполне логичной: группа, управляющая 4300 отелями в 85 странах, большую часть гостиниц имеет в среднем ценовом сегменте, в то время как Starwood управляет 1270 отелями в 100 странах преимущественно в верхнем ценовом сегменте. Объединенная программа лояльности (54 млн участников у Marriott Rewards и 21 млн у Starwood Preferred Guest, SPG) позволит лучше конкурировать с сайтами краткосрочной аренды жилья вроде Airbnb – выбор у путешественников станет много шире (правда, участники SPG сейчас в шоке – Starwood предлагала гораздо более щедрые бонусы своим постоянным клиентам).

Нам же интереснее всего, какой драйв придаст Марриотт-младший развитию объединенной компании в России. Пока даже после слияния компания останется лишь третьей по количеству гостиничных номеров в стране – 8514 действующих и строящихся номеров против 13 820 у сети Accor в России и 10 756 у Carlson Rezidor Hotel Group. Но гостиничный рынок в России по-прежнему находится в зачаточном состоянии: по данным GVA Sawyer, доля международных гостиничных сетей составляет менее 1% – 107 гостиниц из 9316; аналогичные данные у KPMG – 107 из почти 9500. Правда, если считать по количеству номеров, доля иностранцев выше: по оценкам руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма Сushman & Wakefield Марины Смирновой, общий номерной фонд в России – 670 000, на отели под управлением международных операторов приходится около 40 000 номеров. В любом случае у международных (и российских) гостиничных сетей в России огромное пространство для роста. То же самое мы наблюдали 20 лет назад в розничной торговле, когда сетевые операторы занимали проценты рынка, но с тех пор заняли на нем доминирующее положение. А Билл Марриотт-младший уходить на покой не собирается: в прошлом году он, один из создателей современной гостиничной индустрии, налетал 110 000 миль и ежегодно посещает 200 своих отелей.