Подрывная политическая ситуация

Украинские партизаны нашли, как ответить за Крым

Подрыв опор ЛЭП в Херсонской области 20 и 22 ноября, обесточивший Крым и несколько районов Херсонской и Николаевской областей, стал самой мощной самодеятельной акцией против Крыма.

Как известно, Крым практически полностью зависит от поставок электричества и воды с территории Украины. Также очень важно железнодорожное и автосообщение через перешеек. Попытки блокировать снабжение со стороны Украины были и раньше: Северо-Крымский канал, обеспечивавший Крым пресной водой на 85%, был частично перекрыт в апреле 2014 г., что значительно осложнило ситуацию на полуострове. В сентябре 2015 г. крымские татары с территории Украины начали блокировать проезд грузовиков в Крым. Радикальное решение проблемы с поставками электричества, возможно, вызвано тем, что к концу года Россия планирует ввести в эксплуатацию электрокабель по дну Керченского пролива (его укладка началась в октябре).

Один из лидеров крымских татар и инициатор блокады Мустафа Джемилев назвал условиями снятия блокады освобождение Россией политзаключенных из числа крымских татар, допуск в Крым представителей международных наблюдателей правозащитных организаций, отмена запретов на въезд в Крым для него и главы лидера меджлиса крымско-татарского народа Рефата Чубарова.

МВД Украины возбудило уголовное дело по факту подрыва. Но активисты при этом не дают отремонтировать ЛЭП.

Да, украинское государство сейчас слабое, и нет ничего странного в том, что оно не совсем контролирует ситуацию. Подрыв ЛЭП – вполне партизанская операция, наносящая вред инфраструктуре врага. Тем более что инфраструктура позволяет устраивать акции против Крыма с территории Украины.

Такой вот ответ судьбы на партизан с востока в ДНР и ЛНР.

Более того, власти Украины вынуждены реагировать на радикальную повестку. В понедельник стало известно о письме президента Петра Порошенко, в котором он просит правительство рассмотреть возможность остановки грузового сообщения с Крымом. Правительство такое временное решение приняло. Мотивируются эти решения как ответом на действия Москвы (она обещает ввести продовольственное эмбарго против Киева), так и требованиями общественных активистов.

Картина выглядит по-разному из России и с Украины. С точки зрения Москвы, нарушены экономические соглашения. Российские энергетики напоминают о штрафных санкциях, политики грозятся прекратить поставку на Украину угля.

С точки зрения Киева, речь идет о народной борьбе с оккупацией, причем сравнительно мягкими средствами: подрыв произведен на своей территории, никто не пострадал, о вооруженных действиях речи не идет. Крымские татары пользуются широкой общественной поддержкой, готовы отстаивать свою позицию, и ни власть, ни силовики не готовы навлекать на себя обвинения в подавлении активистов. Главная мотивация татар не экономическая, а политическая – не позволить Украине смириться с потерей полуострова.