Подвижные и неподвижные элементы системы «Платон»

Грузовики и доход оператора неподвижны, доходы федерального бюджета – наоборот

Стоимость создания «Платона» оценивалась в 29 млрд руб. Почти всю эту сумму – 27 млрд руб. – РТИТС заняла у квазигосударственного Газпромбанка и лишь оставшееся вложила сама. То есть государство не только приняло решение, но и поддержало проект кредитом. Что мы получим взамен?

За первую неделю работы системы «Платон», созданной для сбора с тяжелых грузовиков платы за проезд по федеральным автотрассам, ее оператор «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) собрал 366 млн руб. Эти деньги он должен отдать государству, а сам получит из бюджета 7,9 млрд руб. в качестве субсидии на эксплуатацию системы – это следует из проекта постановления правительства, опубликованного на днях. Владельцы РТИТС по преимуществу частные – сын Аркадия Ротенберга Игорь и инвестфонд «РТ-инвест» (25,01% фонда у госкорпорации «Ростех»).

Государство выделило РТИТС землю вдоль федеральных трасс под инфраструктуру для сбора платы. Все собранные деньги оператор отдаст в пользу государства, получая ежегодно взамен из бюджета 10,61 млрд руб., которые следующие 12 лет (а именно таков срок концессии) будут корректироваться на инфляцию. Выделяемые 7,9 млрд руб. – первая часть платы, причитающаяся за работу системы с ноября 2015 г. по июнь 2016 г.

Изначально предполагалось, что сборы с фур составят 50–60 млрд руб. в год. Но это при тарифе в 3,73 руб./км, установленном в мае. В доходы федерального бюджета на 2016 г. была вписана цифра чуть меньшая – 39 млрд руб. Но ее считали исходя из тарифа 3,06 руб./км. На самом же деле после массовых выступлений бизнеса, завалившего премьера Дмитрия Медведева письмами, последний разрешил до марта 2016 г. платить за проезд по вдвое сниженному тарифу – 1,52 руб./км. Если допустить, что сборы системы останутся примерно на нынешнем уровне, до 400 млн руб. в неделю, то в марте государство вернет себе те 7,9 млрд руб., что выплатит оператору «Платона». А в доходы бюджета пойдут сборы за последующие месяцы – с марта по июнь (уже по повышенному тарифу – 3,06 руб./км). За весь 2016 год государство получит 28,79 млрд руб. (уже после вычета второй части платежа в адрес РТИТС). То есть на 10 млрд руб. меньше, чем запланировало.

Государство, как инициатор идеи сбора за проезд, может недополучить деньги, а значит, не построит новые дороги и инфраструктуру. Зато получит рост стоимости автоперевозок: в Сибири за неделю они уже подорожали, как говорят сами перевозчики, на 7%, а рейсы из Белгорода, Старого Оскола и Липецка на Москву и Питер – на 18–25%. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, ставка на фрахт уже выросла в регионах до 20%. Подозреваю, ставки растут в основном из-за дефицита свободных бортов под погрузку, ведь водители по-прежнему протестуют.

Очень хотелось бы услышать объяснения Минтранса: где министерство найдет 10 млрд руб. разницы для бюджета и что налогоплательщикам делать с «кратковременным повышением цен на перевозку», которое явно отразится на стоимости потребительской корзины перед Новым годом.